Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся

Педагогика и воспитание » Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся

Страница 4

Для учащихся томской школы - 37 понятий естественнонаучного блока: Атмосфера. Атом. Биология. Биосфера. Вулкан. Гидросфера. Горы. Давление. Движение. Карта. Клетка. Климат. Масса. Материк. Молекула. Нагревание. Население. Объем. Озеро. Океан. Остров. Погода. Равнина. Рельеф. Сила. Система. Скорость. Тело. Температура. Трение. Фотосинтез. Электрон. Ядро. Физика. Химия. География.

Затем были определены одинаковые понятия, отмеченные в двух регионах: Атмосфера. Биология. Карта. Клетка. Климат. Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. География.

Эти понятия были исследованы методом функциональных триад. Анализ полученных данных методом функциональных триад позволил установить, что от 22,7% до 42,2% учащихся Нефтеюганска затрудняются в лексематическом определении таких понятий, как Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. Учащиеся города Томска в интерпретации понятий данного перечня практически не имеют затруднений. Несмотря на региональные различия, в половине из предъявленного списка понятий выявлена достаточно высокая лексематическая схожесть (от 38,5% до 53,8%). Например, в понятии Материк лексематическая схожесть представлена следующими словами: «земля», «горы», «география», «люди», «Африка», «Евразия», «Австралия». В понятии Сила лексематическая схожесть наименьшая и включает всего два слова: «физика», «давление». Однако как в первом, так и во втором из приведенных примеров видно, что естественнонаучная концептуальная ассимиляция понятийного аппарата учащихся либо низкая, либо вовсе не соответствует научно-дисциплинарной интерпретации.

Возьмем, к примеру, понятие Атмосфера. Лексематическая схожесть в определении этого понятия учащимися двух регионов составляет 46,2%. Однако анализ семантики данного понятия показывает, что из 46,2% учащихся 40,9% томских школьников и 26% нефтеюганских правильно интерпретируют его как воздух, газ - все остальное неточно (оболочка) или вовсе неверно (космос, Земля, шар, облака, кислород и т.д.) (см. табл. 2). Более того, при анализе семантики естественнонаучных понятий убедительно прослеживаются социально-когнитивные стереотипы, сформированные географическими и социокультурными особенностями изучаемых регионов. Например, нефтеюганские школьники понятие атмосфера в значительной степени (14%) связывают с представлениями о жизненно важном кислороде, которого в атмосфере Севера недостаточно; в определении понятия «население» больший акцент делают на национальности (русские, негры, европеоиды); понятие «скорость» связывают с очень частыми переездами, и преимущественно на самолетах, отсюда и семантическое наполнение (медленно, быстро, быстрота), а машина является обязательным элементом быта жителей Малой Земли. Совершенно иная семантика понятия «скорость» у томских школьников - это движение, бег, время, путь и т.д.

Таблица 2 Показатели ассимиляции естественнонаучных понятий в структуре мышления учащихся 7-х классов, проживающих в различных социокультурных средах

Понятие

Лексематическая схожесть

Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%)

Концептуальная ассимиляция, Томск (%)

Понятие

Лексематическая схожесть

Концептуальная

ассимиляция, Нефтеюганск (%)

Концептуальная ассимиляция, Томск (%)

Атмосфера

6

58,0

72,5

Население

4

36,8

40,2

Биология

5

67,9

53,9

Сила

2

13,9

19,9

География

5

39,7

42,2

Скорость

6

45,8

35,1

Карта

4

24,8

16,5

Тело

4

21,5

22,1

Клетка

5

28,2

25,4

Физика

3

23,4

20,5

Материк

7

46,1

33.0

Ядро

3

32,0

24,8

Масса

6

49,6

55.3

       
Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Условия реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении
Развитие школы не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Перемены не происходят только потому, что один человек или даже несколько руководителей пож ...

Особенности речи детей с ФФН
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru