В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для учащихся томской школы - 37 понятий естественнонаучного блока: Атмосфера. Атом. Биология. Биосфера. Вулкан. Гидросфера. Горы. Давление. Движение. Карта. Клетка. Климат. Масса. Материк. Молекула. Нагревание. Население. Объем. Озеро. Океан. Остров. Погода. Равнина. Рельеф. Сила. Система. Скорость. Тело. Температура. Трение. Фотосинтез. Электрон. Ядро. Физика. Химия. География.
Затем были определены одинаковые понятия, отмеченные в двух регионах: Атмосфера. Биология. Карта. Клетка. Климат. Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. География.
Эти понятия были исследованы методом функциональных триад. Анализ полученных данных методом функциональных триад позволил установить, что от 22,7% до 42,2% учащихся Нефтеюганска затрудняются в лексематическом определении таких понятий, как Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. Учащиеся города Томска в интерпретации понятий данного перечня практически не имеют затруднений. Несмотря на региональные различия, в половине из предъявленного списка понятий выявлена достаточно высокая лексематическая схожесть (от 38,5% до 53,8%). Например, в понятии Материк лексематическая схожесть представлена следующими словами: «земля», «горы», «география», «люди», «Африка», «Евразия», «Австралия». В понятии Сила лексематическая схожесть наименьшая и включает всего два слова: «физика», «давление». Однако как в первом, так и во втором из приведенных примеров видно, что естественнонаучная концептуальная ассимиляция понятийного аппарата учащихся либо низкая, либо вовсе не соответствует научно-дисциплинарной интерпретации.
Возьмем, к примеру, понятие Атмосфера. Лексематическая схожесть в определении этого понятия учащимися двух регионов составляет 46,2%. Однако анализ семантики данного понятия показывает, что из 46,2% учащихся 40,9% томских школьников и 26% нефтеюганских правильно интерпретируют его как воздух, газ - все остальное неточно (оболочка) или вовсе неверно (космос, Земля, шар, облака, кислород и т.д.) (см. табл. 2). Более того, при анализе семантики естественнонаучных понятий убедительно прослеживаются социально-когнитивные стереотипы, сформированные географическими и социокультурными особенностями изучаемых регионов. Например, нефтеюганские школьники понятие атмосфера в значительной степени (14%) связывают с представлениями о жизненно важном кислороде, которого в атмосфере Севера недостаточно; в определении понятия «население» больший акцент делают на национальности (русские, негры, европеоиды); понятие «скорость» связывают с очень частыми переездами, и преимущественно на самолетах, отсюда и семантическое наполнение (медленно, быстро, быстрота), а машина является обязательным элементом быта жителей Малой Земли. Совершенно иная семантика понятия «скорость» у томских школьников - это движение, бег, время, путь и т.д.
Таблица 2 Показатели ассимиляции естественнонаучных понятий в структуре мышления учащихся 7-х классов, проживающих в различных социокультурных средах
Понятие |
Лексематическая схожесть |
Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%) |
Концептуальная ассимиляция, Томск (%) |
Понятие |
Лексематическая схожесть |
Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%) |
Концептуальная ассимиляция, Томск (%) |
Атмосфера |
6 |
58,0 |
72,5 |
Население |
4 |
36,8 |
40,2 |
Биология |
5 |
67,9 |
53,9 |
Сила |
2 |
13,9 |
19,9 |
География |
5 |
39,7 |
42,2 |
Скорость |
6 |
45,8 |
35,1 |
Карта |
4 |
24,8 |
16,5 |
Тело |
4 |
21,5 |
22,1 |
Клетка |
5 |
28,2 |
25,4 |
Физика |
3 |
23,4 |
20,5 |
Материк |
7 |
46,1 |
33.0 |
Ядро |
3 |
32,0 |
24,8 |
Масса |
6 |
49,6 |
55.3 |
Почему появляются дети с девиантным поведением
Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы: Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; Причины социального и психологического хар ...
Диагностика уровня реализации воспитательной функции в неполной семье младшего
школьника
Повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов на сегодняшний день объясняется процессами, происходящими в обществе – гуманизацией и демократизацией общественных отношений, ростом ...