В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Итак, в рамках обозначенной проблемы мы сделали предположение, что социально-культурные различия исследуемых регионов влияют на формирование понятийного естественнонаучного аппарата учащихся средних общеобразовательных школ. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей развития языка (как носителя культуры), в частности понятийного аппарата, формирующего естественнонаучное мышление учащихся средних школ Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области.
Исследование особенностей формирования понятийного аппарата естественнонаучных дисциплин проводилось в течение двух лет (2005-2006гг.) на базе средних общеобразовательных школ г. Нефтеюганска и г. Томска. Для исследования было привлечено 142 человека: 49 учителей и 93 учащихся 7-х классов, из них 45 учеников и 22 учителя из г. Нефтеюганска; 48 учеников и 27 учителей из г. Томска. В исследовании использовался метод анкетирования, метод функциональных триад. Нами были разработаны анкеты, предназначенные для опроса учителей и для опроса учеников. Учащимся предлагалось перечислить известные им понятия по естественнонаучным дисциплинам - географии, биологии, физики, химии - и объяснить, какие из перечисленных понятий они могут объяснить и в объяснении каких понятий затрудняются. На основании анализа полученных данных было выявлено для учащихся нефтеюганской школы 25 понятий естественнонаучного блока. К ним относятся: Биология. Человек. Животные. Насекомые. Растения. Соцветие. Клетка. Семейство. Ядро. Карта. Земля. Суша. Вода. Материк. Экватор. Население. Атмосфера. География. Сила. Тело. Вещество. Масса. Жидкость. Скорость. Физика.
Таблица 1 Соотношение понятий (%), формирующих концептосферу естественнонаучного мышления учащихся 7-х классов
1 |
1 |
1 |
\ | ||||||||
Нефтеюганск 1 |
Томск |
Нефтеюганск 1 |
Томск |
Нефтеюганск |
Т омск | ||||||
семантика % |
семантика | % |
семантика % |
семантика | % |
семантика % |
семантика | % | ||||||
атмосфера |
биология |
сила | | |||||||||
воздух* |
20,2 |
воздух* |
32 |
животные* |
20 |
животные* |
24 |
сила тяжести |
19 |
физика* |
11 |
кислород* |
14 |
оболочка* |
19 |
растения* |
20 |
растения* |
14 |
сила трения |
14 |
давление* |
8,7 |
жизнь* |
10 |
газ* |
8,9 |
урок |
14 |
наука* |
8,3 |
физика* |
9,3 |
величина |
7,5 |
азот |
10 |
земля* |
7,7 |
наука* |
12 |
жизнь |
6,9 |
давление* |
4,6 |
масса |
6,2 |
газ* |
6 |
облака |
3,8 |
человек* |
1 1 |
земля |
5,5 |
мышцы |
4,6 |
УДар |
5 |
география |
4 |
шар |
3,8 |
природа* |
6 |
предмет |
4,1 |
Сила упругости |
4,6 |
вектор |
3,7 |
земля* |
4 |
дыхание |
2,6 |
правило |
3 |
природа* |
4,1 |
скорость |
4,6 |
сила |
3,7 |
космос |
4 |
жизнь* |
2,6 |
Живые организмы |
1,5 |
птицы |
4,1 |
человек |
4,6 |
тяжесть |
3,7 |
небо |
4 |
кислород* |
2,6 |
Изучение человека |
1,5 |
человек* |
4,1 |
борьба |
2,3 |
вес |
2,5 |
оболочка* |
4 |
смесь |
2,6 |
работа |
1,5 |
люди |
2,7 |
вес тела |
2,3 |
плотность |
2,5 |
география |
карта |
тело | | |||||||||
материк |
10,9 |
карта* |
14 |
география* |
16 |
путь |
6,4 |
человек* |
8,6 |
человек* |
7,4 |
наука* |
10,9 |
горы |
12 |
сим-карта |
7,8 |
бумага* |
5,1 |
рука* |
6,5 |
атом* |
6,1 |
земля* |
9 |
земля* |
11 |
океан |
6,2 |
дорога |
5,1 |
физика |
6,5 |
вес |
6,1 |
карта* |
9 |
наука* |
11 |
бумага* |
3,1 |
карта |
5,1 |
двуслойное |
4,3 |
кровь |
4,9 |
океан |
7,2 |
остров |
5,4 |
город* |
3,1 |
материк* |
5,1 |
мяч |
4,3 |
рука* |
4,9 |
урок* |
7,2 |
рельеф |
4,1 |
деревня |
3,1 |
география* |
3,8 |
нога* |
4,3 |
тело |
4,9 |
атлас * |
3,6 |
урок* |
4,1 |
земная |
3,1 |
игра |
3,8 |
стол |
4,3 |
вещество |
3,7 |
вода |
3,6 |
атлас* |
2,7 |
интелект карта |
3,1 |
местность |
3,8 |
твердое |
4,3 |
голова |
3,7 |
море |
3,6 |
вулкан |
2,7 |
масштаб |
3,1 |
рельеф |
3,8 |
трехслойное |
4,3 |
клетки |
3,7 |
река |
3,6 |
география |
2,7 |
материк* |
3,1 |
город* |
2,5 |
атом* |
2,1 |
нога* |
3,7 |
клетка |
материк |
ядро | | |||||||||
ядро* |
12,6 |
биология* |
7,6 |
суша |
16 |
земля* |
14 |
земля* |
18 |
атом |
17 |
мембрана |
7,9 |
жизнь |
7,6 |
земля* |
11 |
карта |
7,4 |
клетка* |
8 |
земля* |
14 |
цитоплазма |
7,9 |
тетрадка |
7,6 |
Австралия* |
8,9 |
страна |
7,4 |
амеба |
6 |
клетка* |
6,5 |
организм* |
6,3 |
организм* |
6,4 |
Евразия* |
8,9 |
остров |
6,1 |
орех* |
6 |
молекула |
6,5 |
человек |
4,7 |
зоопарк |
5,1 |
Африка* |
7,1 |
горы* |
4,9 |
пушка |
6 |
электрон |
5,2 |
амеба* |
3,1 |
ядро* |
5,1 |
Антарктида |
3,5 |
география* |
3,7 |
инфузория |
4 |
орех* |
3,9 |
биология* |
3,1 |
животное* |
3,8 |
география* |
3,5 |
люди* |
3,7 |
органоид |
4 |
часть |
3,9 |
животное* |
3,1 |
микроскоп |
3,8 |
горы* |
3,5 |
Австралия* |
2,4 |
персик |
4 |
шар |
3,9 |
инфузория туфелька |
3,1 |
тюрьма |
3,8 |
люди* |
3,5 |
Африка* |
2,4 |
пушечное |
4 |
физика |
2,6 |
микроскопическая |
3,1 |
амеба* |
2,5 |
Америка |
1,7 |
Евразия* |
2,4 |
Атомная война |
2 |
химия |
2,6 |
масса |
население |
скорость | | |||||||||
вес* |
15,7 |
вес* |
22 |
люди* |
23 |
люди* |
28 |
медленно |
15 |
движение* |
10 |
физика* |
13,1 |
килограмм* |
11 |
русские |
8,7 |
страна |
7,5 |
быстро |
13 |
бег |
7,5 |
тело* |
7,8 |
объем |
7,4 |
народ* |
7 |
дома |
5 |
быстрота* |
10 |
время* |
7,5 |
жидкость |
5,2 |
весы* |
6,1 |
национальность |
5,2 |
народ* |
5 |
машина* |
10 |
путь* |
7,5 |
жир |
5,2 |
тяжесть* |
6,1 |
негры |
5,2 |
город* |
3,7 |
движение* |
7,6 |
физика |
7,5 |
килограмм* |
5,2 |
физика* |
6,1 |
большое |
3,5 |
животные* |
3,7 |
путь* |
7,6 |
машина* |
5 |
тяжесть* |
5,2 |
грамм |
3,7 |
география |
3,5 |
количество |
3,7 |
алгебра |
5,1 |
быстрота* |
2,5 |
алгебра |
2,6 |
плотность |
3,7 |
город* |
3,5 |
государство |
2,5 |
время* |
5,1 |
километр* |
2,5 |
большой живот |
2,6 |
тело* |
3,7 |
европеоидные |
3,5 |
земля |
2,5 |
километр* |
5,1 |
величина |
1,2 |
весы* |
2,6 |
величина |
2,4 |
животные* |
3,5 |
Китай |
2,5 |
средняя |
5,1 |
гепард |
1,2 |
физ ика |
масса |
7,8 |
сила* |
6,1 |
тело |
7,8 |
плотность |
4,9 | |||
наука* |
11,7 |
величины |
14 |
вода |
3,9 |
формулы* |
4,9 |
газы |
3,9 |
объем |
3,7 |
вещество |
9,8 |
наука* |
9,5 |
сила* |
7,8 |
давление |
4,9 |
скорость |
3,9 |
опыт |
3,7 |
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Специфика обучения на начальном этапе заключается в том, что в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографич ...
Метод проектов и характеристика проектного обучения
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Метод еще имеет название метода проблем. Метод проектов был предложен и разрабо ...