В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщающих представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений, формирования звукового анализа.
3. Развитие мышления – уметь видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4. Развитие речи:
- развитие фонетических процессов;
- развитие артикуляционной моторики (при необходимости оперативное хирургическое вмешательство), речевого дыхания, просодики;
- постановка и автоматизация дефектных звуков;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
Стимуляция осознания звуковой стороны речи.
Используя игровые и дидактические упражнения ребенка учат тому, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги, звуки.
Игры: «Какой звук потерялся?», «Какое слово потерялось?» (А.И. Максаков, Г.А. Туманова, 1983г), «Подскажу Петрушке звук», «Звуковой поезд», «Кто придумает конец…» (М.В. Фомичева, 1981г).
Подбирая картинки к словам-паронимам дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.
Стимуляция слухового внимания
Учат детей понимать смысловое значение интонации.
Игры: «Угадай, кто кричит?» «Угадай на чем играю?» «Угадай, что делают?» (М.В. Фомичева, 1981г).
Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений.
Одновременно с постановкой правильного звукопроизношения детей учат различать и дифференцировать близкие по слухопроизносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Проводится работа со словами, данными в различной грамматической форме, формируя навыки фонематического анализа и синтеза, необходимо делать акцент на операции со слогами, Например: отхлопывание слоговой структуры слова.
Формирование изобразительно-графических способностей.
Коррекционная работа ведется в двух направлениях:
- развитие графомоторных навыков;
- овладение графической символизацией.
Начинают занятия со штриховки, обводки, срисовывания фигур и предлагаются упражнения:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с законченным изображением, но с недостающими деталями;
- воспроизведение фигур, графических элементов по памяти.
Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
У детей чаще встречаются расстройства внимания, поэтому в коррекционной работе предусматриваются упражнения на развитие слухового и зрительного внимания:
- Кто с кем разговаривает по телефону?
- Кто к кому идет в гости? (проследить взглядом от ее начала до конца, когда она переглядывается с другими)
- длительная сортировка и нанизывание бусинок;
- таблица Шульте (адаптирована для дошкольников).
По окончании формирующего исследования нами были обработаны полученные данные.
Контрольный этап педагогического исследования подчинялся следующим целям: провести сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий диагностической методики по выявлению и предупреждении дисграфии детьми с целью подтверждения выдвинутой гипотезы.
Задачи:
1.Выявить уровень выполнения заданий и упражнений диагностической методики в контрольной группе.
2.Выявить уровень выполнения заданий и упражнений диагностической методики в экспериментальной группе.
3.Провести сравнительный анализ уровней выполнения заданий диагностической методики в обеих группах.
В контрольном исследовании участвовали две группы детей по 5 человек (контрольная и экспериментальная).
Таблица 20
Экспериментальная |
Контрольная |
Виолетта З. Виталий Н. Никита К. Валя К. Женя П. |
Лера Р. Лера М. Ксюша Д. Саша У. Настя Е. |
Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным
поведением
Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление прич ...
Воспитательные дом и сиротские институты
В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а девушки до 18-19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремесленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а ...