В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Философско-педагогическое наследие просветителей средневекового Востока, принципы народной педагогики, педагогические идеи ученых-мыслителей конца XIX столетия – Т.Н. Кары-Ниязова, Авлони, Шакури, Г.Гуляма и других.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1991-2010 годы и включало следующие этапы.
Первый этап (1991-1996). В Узбекистане и России, в библиотеке Конгресса США, Королевской библиотеке в Нидерландах, Мельбурнской городской библиотеке штата Виктория в Австралии и Делийском ресурс-центре в Индии шло изучение методологической, социологической, философской, психологической, педагогической литературы, диссертационных исследований по интеграции в системе образования, соответствующей зарубежной литературы по педагогической компаративистике; обобщение опыта передовых педагогов и учителей по комплексным, амальгамированным, смешанным и интегративным программам; анализ и обобщение состояния проблемы в теории и практике; определение темы диссертационного исследования, цели, концепции, идеи, гипотезы, задач; разработка: научного аппарата, планирование методики исследования; характеристика интеграционного процесса в сфере образования; определение сущности интеграционно-педагогических процессов в решении проблемы планирования; изучение детерминированного характера интеграционных процессов в системе образования; характеристика непрерывной системы образования как многофункциональной интеграционной системы; теоретико-практическое обоснование закономерного и объективного характера интегрирующих процессов в системе образования; определение источников этих процессов и движущих сил; раскрытие тенденций и факторов педагогических теорий, отражающих технологические стороны интеграции.
Второй этап (1996-2001). Научные экспедиции в США и Европу. Анализ и оптимальный отбор компаративных исследований в современном образовании в области психолого-педагогических исследований.
Выявление реальности интеграции во взаимосвязи с зарубежными процессами в образовании, обоснование их взаимозависимости и взаимообусловленности. Выявление основных направлений образовательных реформ с учетом интеграции в зарубежных странах.
Выявление с помощью педагогической компаративистики современных тенденций, направлений, специфики, характерных черт интеграционных процессов в системе образования. Поиск, выявление и определение наиболее оптимальных интеграционно-педагогических процессов по мере изучения и сравнения зарубежной и отечественной педагогики и андрогогики.
Третий этап (2001-2004). Научные экспедиции в Индию и Австралию. Определение научно-теоретических основ интеграции в системе образования с учетом местных условий, национальной культуры и менталитета, в том числе художественной, человеческого фактора (личности), требований к специалисту-учителю и обучающимся; выявление факторов, обусловливающих успешный интеграционный процесс в системе образования республики; определение содержания, путей, форм и средств реализации интеграционно-педагогических процессов в систему образования; выявление критериев роли содержания и показателей национального и общечеловеческого в разработке интегративных учебных программ; влияния межпредметных, междисциплинарных связей на выработку общей стратегии интеграции в системе образования; эффективности интегративных учебных курсов гуманитарного профиля, рассмотрение их многоплановости и способности быть средством гуманизации и гуманитаризации системы образования.
Разработка: интегративных курсов, факультативных программ гуманитарного профиля для высших учебных заведений; учебных факультативных, кружковых программ для средних специальных и общеобразовательных школ.
Четвертый этап (2004-2010). Эксперимент: подготовка экспериментальных материалов; организация и планирование эксперимента. Изучение, анализ и обобщение результатов эксперимента, выводы и заключение. Апробация и внедрение материалов исследования. Рассмотрение экономической, образовательной и прогностической пользы использования интегративных учебных курсов и школьных предметов в перспективе развития системы образования. Разработка рекомендаций по совершенствованию интеграционных процессов в системе образования.
Источники исследования: государственные документы, официальные материалы и постановления Правительства Республики Узбекистан по вопросам образования; постановления и решения Министерств высшего и среднего специального образования, народного образования Республики Узбекистан; педагогическая компаративистика, сравнительная педагогика; соответствующий зарубежный опыт, смежные с исследуемой проблемой исследования за рубежом и в нашей стране; периодическая печать по вопросам образования в республике и за рубежом (например, журналы «Халк Таълими», «Тафаккур», «Преподавание языков» и др.; в США: “Higher Education”, “Quality in Higher Education”, “Studies in Higher Education”,“Forum”, Comparative Education Review; в Нидерландах: “European Journal of engineering Education”, “Comparative and International Education”; в Ирландии: “Journal of Further and Higher Education”; а также “Russian Education and Society”, “Communication Review”, “International Journal of Lifelong Education” и т.д.).
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся пример ...
Формирование знаний о кинетике химических реакций
Вопросы кинетики химических процессов и химическое равновесие являются самыми сложными не только для учеников, но и для учителей. При изучении этого материла достаточно выгодной и перспективной являе ...