В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В целом можно констатировать, что, несмотря на актуальность проблемы осмысления и использования зарубежных педагогических систем в системе образования в республике, к ней не был разработан и применен системный подход. Не были установлены критерии адаптации и условия практического использования западных педагогических систем к отечественной школе и педагогике рассматриваемого периода. Все это снижает эффективность и затрудняет достижение продуктивности теоретического осмысления и практического использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании.
Исходя из существующей необходимости рассмотрения интегрирующих процессов, с учетом их неразработанности и важности в теории и практике образования сформулирована тема докторской диссертации.
Связь диссертационной работы с тематическими планами НИР. Работа выполнена в рамках государственной программы № УП-1869 "О коренном реформировании системы образования и подготовки кадров, воспитании совершенного поколения".
Цель исследования – выявить на основе компаративистики модели интеграционных процессов в системе образования республики; определить наиболее оптимальные интеграционно-педагогические направления, потенцирующие развитие системы образования в Узбекистане.
Гипотеза исследования. Успешный и правомерный процесс интеграции в развитии системы образования Узбекистана, ее модернизация и качественное функционирование будут осуществлены, если:
– опираться на современную методологию решения проблемы, прежде всего на национальную программу по подготовке кадров, новое педагогическое мышление, мобильно-модульную разработку учебно-программной документации;
– рассмотреть сущность и основы этой интеграции, ее конкретные сферы, закономерности и специфику;
– обратиться к педагогической компаративистике (сравнительной педагогике - зарубежной и отечественной) в поисках наиболее оптимальных интеграционно - педагогических основ, явлений и процессов, дифференцируя необходимые модели;
– учитывать местные условия, национальное своеобразие духовной культуры, использовать нравственные, эстетические и художественные ценности Узбекистана (национальные традиции, природу, искусство); человеческий фактор (прежде всего личность современника, специалиста-учителя, учащегося);
– иметь ввиду такие индивидуально-психологические факторы, как интеллектуально-творческий потенциал личности (обучающего и обучающегося), собственно-творческие способности (в различных видах искусства, в том числе педагогического), формирование талантов, особенно в педагогической сфере;
– определить конкретное содержание, оптимальные пути, формы и средства реализации интеграционно-педагогических процессов в педагогической системе;
– разработать стратегию и тактику интеграционных процессов в педагогической системе.
Качественные изменения функционирования системы образования обуславливающие высокий уровень обучения и воспитания молодежи, духовное развитие и формирование общей культуры, умение адаптироваться к многообразным видам деятельности.
Задачи исследования.
1. Проанализировать состояние проблемы в теории и практике: влияние политических, социально-культурных и психолого-педагогических факторов на процесс теоретического осмысления и практики использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании ХХI века.
2. Обосновать типологию и содержание интеграционно-педагогических процессов в сфере образования, их сущность, теоретические основы, конкретные аспекты, детерминированный характер, специфику и закономерности.
3. Охарактеризовать процесс практического использования тех зарубежных педагогических систем, которые были реализованы в отечественной педагогической практике в 80-е-90-е годы ХХ века и в начале XXI века.
4. Выявить с помощью педагогической компаративистики современных тенденций, направлений и характерных черт интеграционно-педагогических процессов в системе образования.
5. Определить содержание, пути, формы и средства реализации интеграционно-педагогических процессов в системе образования.
6. На основе теоретического осмысления зарубежного опыта представить способы продуктивного использования идей педагогической интеграции в системе непрерывного образования в республике.
Объект исследования – опыт зарубежной и отечественной педагогики в интеграционной системе образования.
Предмет исследования – программы и планы на основе педагогической компаративистики интеграционных процессов в развитии педагогической системы в Узбекистане, в частности, высшего педагогического; определение наиболее оптимальных интеграционно-педагогических процессов для дальнейшего развития системы образования в Узбекистане.
Методы исследования: историографический, поисковый, теоретико-аналитический, компаративный, экспериментально-исследовательский, констатирующий, эмпирический, корреляционный, результативно-итоговый, факторный анализ.
Танцевальная аэробика, как форма развития
творческой активности детей 7-9 лет
В последние годы роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности активно возрастает. Современная аэро ...
Психолого-педагогическая
характеристика семилетних детей
Семилетний ребенок находится на промежуточном, переходном этапе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, поэтому в полной мере характеристики младшего школьника еще не сформированы, к то ...