В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность, формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.
Тематику проектных изделий можно рассматривать в целом, она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии. Некоторые проекты могут быть интегрированными, т.е. наряду с технологией охватывать содержание и других учебных предметов.
Методика организации выполнения проектов: элементы творчества могут формироваться у учащихся уже при выборе тем для проектирования. Им должно быть предоставлено право самим определять темы проектов на основе анализа окружающей действительности. Они должны выявлять, какие вещи необходимы в данный момент. Кроме того, они должны уметь установить, возможно ли их изготовить, есть ли для этого необходимые знания, умения, материалы и инструменты.
Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:
1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.
2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из различных материалов и продуктов, использования вторичных ресурсов и т.п., с обязательной апробацией результатов.
3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.
4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройство усадьбы и жилища.
5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.
Основные требования к выполнению проекта.
Учащиеся выполняют не менее одного проекта за учебный год. При выборе его темы необходимо учитывать потребности школы, семьи, общества в целом. Требования к выполнению и оформлению проекта зависят от возраста учащихся и класса обучения.
Для выполнения проектов учебной программой предусмотрено:
со 2-го по 4-й класс – 14 часов;
с 5-го по 9-й класс – 16 часов;
в 10-11-ом классах – в соответствии с профильной программой.
Выделенное время распределяется следующим образом:
в сентябре – 1 час (определение задачи и содержания деятельности по изготовлению учебных проектов);
конец I четверти – 1 час (определение конкретной тематики проектов обсуждение планов работы, источников информации);
начало III четверти – 1 час (обсуждение собранной информации, предлагаемой конструкции изделий, технологии исполнения, правила техники безопасности);
март-апрель – 9-11 часов (изготовление изделий, консультация учителя по выполнению проектов, оформлению документации);
апрель – 2 часа (защита проекта перед аттестационной комиссией).
Готовые изделия должны быть снабжены:
- этикеткой с названием проекта и указанием его исполнителей;
- пояснительной запиской и конструкторско-технологической документацией.
Таблица. Модель совместной деятельности учителя и учащегося
Номер стадии выполнения проекта |
Деятельность учащегося |
Деятельность учителя |
I. Организационно-подготовительный этап. | ||
1.1. Поиск проблемы. |
Ученик слушает учителя, анализирует. |
Ставит перед учащимися проблему, предлагает банк идей, раскрывает требования к проекту, технологию их выполнения и критерии их оценки. |
1.2. Выбор и обоснование проекта. |
Ученик осуществляет маркетинговые исследования, выявляет потребности, интеллектуально-материальные возможности самого и школы. |
Наблюдает за учащимися, консультирует, контролирует, участвует в принятии решения. |
1.3. Анализ предстоящей деятельности. |
Анализирует предстоящую деятельность, разрабатывает «звездочку» обдумывания. |
Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает. |
1.4. Разработка вариантов выполнения проекта |
История проекта, рисунки, схемы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков. | |
1.5. Выбор оптимального варианта. |
Выбирает наиболее подходящий. | |
1.6. Подбор материалов. |
Разрабатывает «звездочку» обдумывания материалов и оборудования. | |
1.7. Разработка технологического процесса и конструкторско-технологической аттестации. |
Выбирает, анализирует рациональную технологию, составляет технологические карты, чертежи, эскизы, осуществляет конструирование и моделирование, определяет режим работы и затрат времени, уточняет критерии контроля. | |
1.8. Организация рабочего места. |
Подбирает и размещает на рабочем месте инструменты, материалы, приспособления. | |
II. Технологический этап. | ||
2.1. Выполнение технологической операции |
Подбирает режим обработки, осуществляет контроль качества обработки детали. |
Формирует банк учебно-познавательных задач. |
2.2. Самоконтроль своей деятельности. |
Осуществляет самоконтроль своей деятельности, вносит изменения в технологии проекта. |
Наблюдает, контролирует, обобщает. |
2.3. Корректирование технологического проекта. |
Корректирует последовательность операции, режим обработки, последовательность сборки. | |
2.4. Соблюдение технологической трудовой дисциплины, культуры труда. |
Контролирует технологический процесс, соблюдает дисциплину, организует рабочее место. |
Наблюдает, контролирует, помогает, обобщает. |
III. Заключительный этап. | ||
3.1. Контроль и испытание изделия (услуги). |
Осуществляет контроль и корректировку параметров изделия, проводит испытание изделия. | |
3.2. Корректирование документации. |
Подготовка документации к защите, проектирование, проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологическая карта. | |
3.3. Экономико-технологическое обоснование. |
Рассчитывает себестоимость изделия (услуги), проводит экологическую экспертизу. | |
3.4. Мнения, маркетинговые исследования. |
Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия, осуществляет поиск предложений и возможности реализации. | |
3.5. Подведение итогов. |
Самоанализ, достоинства и недостатки проекта, самооценка результатов, перспектива производства. | |
3.6. Защита проекта. |
Делает доклад, демонстрирует. |
Слушает, участвует в оценке проекта. |
Понятие «химическая реакция» как система содержания учебного предмета
Система понятий о химической реакции – это весьма сложная, многоплановая, многокомпонентная система. Этим осложнено обобщение знаний, выделение инварианта данной системы понятий. В развитом и структу ...
Роль воспитателя в организации двигательной активности детей
на физкультурном занятии
Д.В. Хухлаева подчеркивает, что «значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает ...