В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Развитие человеческой цивилизации в настоящее время осуществляется технологическим путем, т.е. путем создания и совершенствования различных технических устройств и технологических процессов. В основе этой деятельности находится человеческое мышление. Для формирования активных, всесторонне развитых членов нашего общества требуется сложный, многогранный процесс. Неотъемлемыми составными частями этого процесса в учебное время являются не только эстетическое, культурное, трудовое воспитание, но и техническое развитие.
Проблемы формирования и развития технического мышления всегда являлись актуальными для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием школьников хотя бы потому, что образующиеся на определенном этапе развития науки представления о закономерностях формирования и функционирования технического мышления во многом предопределяют особенности организации процесса трудового обучения.
В настоящее время возрастает значение проблемы формирования технической деятельности учащихся, так как это одно из мощных средств приобщения к производительному труду и развитию личности.
Данной проблеме посвящены фундаментальные психологические исследования, в которых особое значение придается обучению именно технической деятельности. В результате такого обучения происходит формирование способностей к изобретательству и конструированию, развитие технического мышления и творческого отношения к труду. Вместе с тем проблема творческой технической деятельности учащихся включает в себя целый ряд вопросов, требующих дальнейшего теоретического и практического разрешения. Так как формирование технического мышления у учащихся представляет длительный и сложный процесс, значит, начинать его следует задолго до начала профессиональной деятельности. Исследование этого вопроса может способствовать совершенствованию всего учебного процесса в школе.
В данном аспекте особое внимание предполагается уделить совершенствованию психолого-педагогических условий обучения, способствующих качественному росту технического потенциала обучающихся. Без этого невозможно успешно вести работу по развитию технического потенциала личности учащегося, невозможно подготовить его к самостоятельной жизни в условиях постоянного изменения технологического процесса.
Современный технологический прогресс требует от личности проявления новых качеств, как инициативность, гражданственность, вовлеченность в трудовые контакты, гибкость мышления, умение адаптироваться в изменяющихся условиях и др.
Учителями трудового обучение накоплен не малый опыт, который помогает формированию и развитию именно технического мышления у учащихся на уроках технологии. Изучение и обобщение этого опыта, результатов экспериментальных исследований и положены в основу написания данной курсовой работы.
Также в курсовой работе представлена методика фронтального и личного эксперимента на выявление влияния психологической инерции действия в техническом творчестве учащихся. Эти исследования проводились под руководством Н.А. Менчинской.
Объектом курсовой работы является изучение факторов развития технического мышления учащихся на уроках технологии.
Предметом курсовой работы является условия развития и формирования технического мышления, учащихся в процессе трудового обучения. психология педагогика образование
Цель курсовой работы заключается в изучении понятия технического мышления, его особенностей развития, видов, процессов влияния и формирования на учащихся, в процессе трудового обучения.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставленные следующие задачи:
Задачи курсовой работы:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Систематизировать знания о техническом мышлении, его видах , факторов развития, методах формирования.
3. Выявить методологические основы учебной работы для развития технического мышления учащихся на уроках трудового обучения.
4. Изучить эксперимент, доказывающий влияние психологической инерции действия на техническое мышление учащихся.
4. Уточнить влияние на развитие технического мышления учащихся разных форм работы на уроках трудового обучения на примерах разработанных конкретных планов-конспектов уроков.
Формирование яркой личности – важнейшая задача образования
«Разумным и истинным образование не станет до тех пор. пока не перестанут искать для него основ вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы ее сознания» (Каптерев П.Ф. Новая р ...
Реализация методов проектной деятельности как
средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка де ...