В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Задача усовершенствования преподавания химии включает использование различных методов обучения и контроля. Один из таких методов – тестовый контроль знаний учащихся.
Оптимальным можно считать только то обучение, которое способствует самообучению. Если раньше требования к учащимся в основном сводились к приобретению ими определенных знаний и навыков, то теперь задачи обучения сочетаются с необходимостью овладеть приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения. Решению проблемы индивидуального обучения способствует выполнение индивидуальных тестовых заданий, позволяющее при разноуровневом обучении оценить знания учащихся.
Тестовый контроль – это такой вид контроля, при котором обеспечены равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Чаще всего тестовые задания (тесты) классифицируют по форме их строения, а именно:
– тесты с конструированными ответами;
– тесты с выборочными ответами.
Для первого вида тестов характерно то, что ребята сами составляют короткие однозначные ответы. Тесты с выборочными ответами дают возможность быстрее усваивать все виды явлений, лучше понимать их общие и отличительные качества, легче их классифицировать. Большинство технических средств контроля ориентировано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.
Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету, способствуя тем самым лучшему усвоению знаний. Варианты заданий индивидуальны для каждого, несут определенную информацию по теме, обучают, не травмируя психологически неустойчивых учащихся.
Применение метода тестового контроля с выборочными ответами
Из литературных источников известно, что оптимальными можно считать тесты, содержащие 8–12 вопросов при 4–5 выборочных ответах. Большинство контролирующих устройств рассчитано на десять вопросов при четырех ответах на каждый вопрос. Именно этот вариант был взят за основу при разработке системы тестового контроля знаний.
Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, т. к. при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа. При десяти вопросах и четырех ответах суммарная вероятность случайной положительной оценки весьма незначительна (равна приблизительно 0,02).
Ученик получает контрольные тесты (см. приложение) с десятью вопросами и четырьмя ответами на каждый из них. Из четырех ответов правильный лишь один (возможно также сочетание нескольких ответов). При сочетании нескольких ответов за верный принимается полный ответ. Ответ считается неверным, если допущена хотя бы одна ошибка.
Оценка «3» ставится за 6–7 правильных ответов, «4» – за 8–9 и «5» – за 10 правильных ответов. При наличии 5 и более ошибок ставится «2».
Разработка контролирующих программ
При составлении контрольных вопросов необходимо обратить внимание на контроль за чисто химическими навыками: знание химических формул, валентности, названия веществ, их классификации, строение атома. Это – первая группа вопросов.
В качестве примера можно привести несколько формулировок подобных вопросов:
1. Какая электронная формула описывает строение атома серы (кислорода и т. д.)?
2. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне атома германия (железа и т. д.)?
3. Укажите формулу угольной кислоты.
4. Укажите формулу кальцинированной соды.
Вторая группа вопросов охватывает решение простых задач расчетного типа. Главный принцип при составлении таких задач – давать химическую, а не арифметическую нагрузку вопросам. Для этого наряду с текстом задачи можно привести молярные массы сложных веществ, уравнение химической реакции.
Пример. Какой объем хлороводорода (н. у.) потребуется для нейтрализации раствора щелочи, содержащего 20 г NаОН?
HCl + NаОН = NаСl + Н2O
(M(NaOH) = 40 г/моль).
Такого типа задачи при знании химических методов легко решаются в уме.
Третья группа вопросов связана с решением экспериментальных задач.
Пример 1. Укажите качественный реактив на ион .
Пример 2. В трех пробирках находятся растворы Na2СО3, ВаСl2, КОН. В каждую пробирку прилили раствор серной кислоты. Отчего в пробирке № 2 выпал белый осадок, а в пробирке № 3 наблюдалось выделение пузырьков газа? Определите, в каких пробирках находятся указанные вещества.
Четвертая группа вопросов – на знание химических законов, свойств веществ, реакций.
Методика изучения интеллектуальных способностей
Для изучения интеллектуальных способностей детей использована методика для определения умственного развития детей 7-10 лет, предложенная Э.Ф. Замбицявичене. Тест состоит из четырех субтестов, включаю ...
Чтение как вид речевой деятельности
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредств ...