В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Исходя из разработанных показателей, определим три уровня развития технического мышления: низкий, средний, высокий. Ниже в таблице приведены критерии и показатели (уровни и их характеристика) для оценки сформированности технического мышления.
Таблица 1. Критерии и показатели уровней развития технического мышления
Показатели | ||
Критерий |
Уровни развития |
Характеристика |
Умение решать комплексные технические задачи |
1. Низкий |
Учащийся показывает знание лишь единичных понятий, условных знаков; испытывает большие трудности при выполнении практических заданий, решение осуществляет лишь на эмпирическом уровне; с трудом объясняет принцип действия простейших механизмов; не способен объединять разрозненные сведения в систему и вычленять ее составляющие |
2. Средний |
Демонстрирует хорошие знания устройств и принципов действий основных механизмов, основных технических терминов, понятий, основных условных изображений; понимает принцип функционирования основных технических объектов; понимает основные элементы языка техники; умеет применять знания и умения в конкретных ситуациях; в новых ситуациях применение знаний и умений вызывает значительные затруднения; умеет достаточно быстро находить решение задачи | |
3. Высокий |
Демонстрирует умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов в измененных условиях; определять новизну в задаче, сопоставлять с известными классами задач; аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы, гибко переключается с отражения одних свойств объектов на другие. |
Исходя из трактовки технического мышления как системы, состоящей из компонентов, а также опираясь на методологический подход к выявлению системы компонентов, необходимо разработать показатели сформированно
Осуществляя с помощью системы заданий развитие каждого из обозначенных компонентов в отдельности с целью достижения более высокого уровня их сформированности, необходимо отслеживать динамику их развития для выявления слабо сформированных компонентов и своевременного внесения корректив в процесс обучения. Для разработки этих показателей использовалось содержание категорий предметной области техники. В таблице 2 приведены показатели сформированности отдельных компонентов технического мышления.
Таблица2. Показатели сформированности отдельных компонентов технического мышления
Показатели |
Компоненты | ||
I уровень |
II уровень |
III уровень | |
Понятийный компонент |
Знает единичные технические понятия; знает закономерности функционирования различных механизмов |
Владеет основными техническими понятиями; умеет систематизировать технические понятия; интерпретировать полученную информацию |
Умеет раскрыть сущность понятия; умеет соотносить технические понятия |
Образный компонент |
Умеет создавать статические образы |
Умеет создавать новые образы и изменять их; |
Умеет оперировать динамическими пространственными образами |
Практический компонент |
Знает основные орудия труда, материалы; знает основные технологии обработки некоторых материалов |
Умеет использовать детали и орудия труда, пользоваться техническими устройствами; рассчитывать основные показатели по техническим дисциплинам; собирать, конструкцию, схему, изображенную условными знаками | |
Язык техники |
Знает единичные условные обозначения, применяемые в технике; знает основы проектирования и конструирования |
Владеет основными условными обозначениями; умеет интерпретировать информацию, полученную с помощью условных обозначений; умеет технически грамотно оформлять проекты |
Умеет оценивать грамотность оформления технической идеи с помощью условных обозначений; умеет свободно оперировать условными обозначениями |
Оперативный компонент |
Имеет представление о необходимости своевременной обработки информации |
Умеет преобразовывать и воспроизводить нужный материал; умеет быстро и качественно обрабатывать техническую литературу; умеет осуществлять рациональный поиск информации |
Умеет оценивать оптимальность решения технических задач; выделяет избыточные и недостающие данные в технических задачах |
Блок “Моя малая родина”
В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно-образовательных программах. Основно ...
Формы организации урока
Обучение осуществляется в определенных организационных формах, под которыми подразумевается урок, экскурсия, практические и лабораторные занятия, лекция, семинар, производственная и педагогическая пр ...