В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Семья поставлена сегодня в тяжелые экономические условия, расшатывающие и нравственные устои. Статистика свидетельствует: проблемы семьи и социальное сиротство – на первом месте. Все больше встречается беспризорных детей, брошенных родителями, бездомных, бродяг. Доля бытовых травм, полученных детьми из-за невнимания, беспечности родителей, достигла 70% от общего числа зарегистрированных травм и отравлений детей моложе 14 лет. Растет количество детских самоубийств. Отсюда, в последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института. Однако возможности ученых в исследованиях ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно замкнутую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. В то же время следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи.
Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания а так же характер системы отношений "родители - ребенок".
В последнее время возрастает роль изучения проблем супружеских взаимоотношений в семье не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического направлений.
Цель работы – определить теоретические основы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье и разработать формы и методы социально-педагогической помощи в их формировании и коррекции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Определить роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании;
2) Исследовать научные и практические подходы к изучению проблемы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание;
3) Эмпирическим путем выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.
4) Разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье.
Объектом нашего исследования является воспитание ребенка в семье.
Предметом – влияние супружеских взаимоотношений в семье на семейное воспитание.
В рамках работы была выдвинута следующая гипотеза:
Если оказывать социально-педагогическую помощь родителям в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений, то это окажет положительное влияние на семейное воспитание, а именно изменится отношение к воспитанию ребенка в семье, улучшиться семейная атмосфера, снизится уровень тревожности, ребенок будет чувствовать себя комфортно в семье.
Теоретической основой исследования являются следующие положения: стадии супружеских взаимоотношений В. Зацепина, причины семейных конфликтов В. Сысенко, супружеские роли Т.С. Яценко и супружеские роли К. Киркпатрика, теоретические основы семьи и брака С.И. Голода, психология семейных отношений С. В. Ковалева, теории воспитания детей Й. Лангместера и З. Матейчика, влияние семейного воспитания на возникновение детских неврозов А.И. Захарова, анализ семейных отношений Э.Г. Эйдемиллера, особенности семейного воспитания Г.Т. Хоментаускауса.
Методы и методики исследования:
- Анализ теоретических подходов к проблеме супружеских взаимоотношений;
- Диагностические методы: (Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС); Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера; Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка; наблюдение, анкетирование);
- Обобщение социально-педагогического опыта;
- Методы обработки данных и графическое представление результатов;
- Эксперимент.
Экспериментальная база исследования – МОУ "Новогеоргиевская СОШ" Шимановского района, Амурской области. Выборку составило 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов.
Психологическая модель развития субъективной
реальности в онтогенезе
Одним из величайших достижений развития современной психологической науки является, на наш взгляд, разработка и теоретическое обоснование психологической модели развития субъективной реальности в онт ...
Роль методов обучения при изучении нумерации многозначных чисел
Проблемные методы обучения. В осознании ребёнка формируются проблемные ситуация или задача. Ученик пытается найти вопрос, разрешить проблемное задание. Обычно правильный ответ находит с помощью учите ...