В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Целенаправленная, последовательная и систематическая работа поможет учащимся избежать неоправданных повторов, сделает их речь образной, яркой и выразительной, а самое главное, будет способствовать обогащению и активизации словаря.
Работу по развитию и совершенствованию всех сторон устной речи – произношение в соответствии с нормами языка, грамматическую правильность, связность и последовательность высказываний, выразительность – опытные педагоги предлагают начинать с 1 класса. Так, уже с первого класса учащимися Н. П. Рассказовой выполняются задания творческого характера, конечная цель которых – обучение составлению рассказов. Вот некоторые из них:
1. По серии сюжетных картинок устно закончите рассказ, придумайте заголовок.
Был тёплый день. Алёша пошёл в лес. Идёт он и видит – лежит ёжик…
2. Составьте связный рассказ по картинке «Семья», используя ответы на вопросы: кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?
При этом детям предлагается в помощь начало рассказа, (Вся семья в сборе…) и его концовка (В семье все заняты делом. Хорошо в ней живётся взрослым и детям).
Часто использует Надежда Петровна и такие задания: дописывание рассказов по началу и концу, работа с деформированными текстами, озаглавливание, составление планов и сокращённых рассказов. Например, детям предлагается изменить рассказ так, чтобы в нём говорилось не об одной мухе, а о нескольких. О б р а з е ц:
Первая муха.
Стало сильнее греть солнце. Зажурчали ручьи. Прилетели первые птицы. Заглянул солнечный луч в пыльный угол, разбудил муху. Она там спала всю зиму. Выползла муха вся в пыли и в паутине, сонная и вялая. Обогрелась она на солнышке у окна, полетела и весело зажужжала.
Для формирования навыка составления устного рассказа учительница использует наблюдения, организованные на экскурсиях. Так, в 1-м классе в экскурсии в парке под её руководством учащиеся рассмотрели берёзу и подметили. Что у неё белый ствол с чёрными крапинками, кудрявая крона, ветви опущены вниз. В итоге коллективно был составлен рассказ-описание.
Берёза.
У берёзы ствол с тёмными крапинками. Листья вырезные, летом зелёные, осенью жёлтые. Хороша наша берёза в любое время года.
На наш взгляд, большое значение нужно придать работе над ф р а з е о л о г и ч е с к и м и в ы р а ж е н и я м и. Например, во время педагогической практики в 3-м классе я предложила детям выражение "белены объелся". Дети дома в словаре должны были найти значение этого фразеологизма, попутно объяснить значение слова "белена". На следующем уроке дети рассказали о своих исследованиях, а я предложила им прослушать отрывок из сказки А.С. Пушкина:
«– Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей! Испугался старик, взмолился:
– Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство». Спрашиваю у детей, как они поняли это выражение в тексте и почему поэт выбрал именно это выражение, а не употребил равнозначное по значению "совсем обезумела" и т.д.
Немаловажное значение для расширения активного запаса слов имеет и э т и м о л о г и ч е с к и й а н а л и з словарных слов. Например, слово "агроном". Оказывается, «истоки» этого слова находятся в греческом языке. По-гречески "агрос" – поле, пашня, земля; а "номос" – закон. Получается, что агроном – знающий законы земледелия. Пришло же к нам слово "агроном" из французского языка. И теперь в русском языке много слов, первой частью которых стала часть "агро-": "агротехник", "аграрный", "агроколледж" и др.
Обучение речевой деятельности учащихся начальных классов на русском языке предполагает прежде всего овладение умениями и навыками в наиболее естественной форме – диалогической.
Известно, что диалог рождается из-за потребности человека в общении. У младших школьников такая потребность существует, она возникает у учащихся в ходе выполнения различных упражнений на уроке. В опыте работы передовых педагогов можно отметить два типа общения-диалога: через учителя и без него. В первом случае учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общаются через учителя, который в этом случае является «посредником» между детьми в их вопросах, замечаниях, предложениях друг другу. В связи с этим существуют различные мнения среди учителей и методистов, согласно которым опосредованное общение, «лишает младших школьников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественности в речевой деятельности». С другой стороны, необходимо учесть и положительную роль вмешательства учителя-«посредника», с помощью которого строится организованное общение двух учеников. Учитель, вступая «третьим лишним», не портит диалог, а направляет ученика и устраняет речевые ошибки, связанные с произношением, словоупотреблением и с образованием различных синтаксических конструкций.
Классификация компьютерных учебных программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует. Согласно первой классификации из множества компьютерных обучающих программ можно выделить три, ...
Межпредметные интегрированные уроки
Межпредметные связи предусматривают: во-первых, взаимную согласованность программ и учебников; во-вторых, согласованную систему работы преподавателей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение н ...