В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
«Используя ситуацию, – предлагает А. Ш. Асадуллин, – можно обучать не только диалогической, но и монологической (устной) речи. Так, например, на проведённом уроке на тему «Семья» после вопросно-ответной работы по обстановке класса дети переходят к его описанию: Это класс. Вот стол. Вот стул. Там доска. И т.д.».
Только тогда, когда младшие школьники узнают механизм построения устных форм общения (диалога и монолога) и могут вести разговор, появляется необходимость в определённых темах и ситуациях.
Учитель должен приучать детей применять полученные знания не только в данной речевой ситуации, но и в других речевых ситуациях. Так, после изучения темы «Семья» учитель может вызвать двух учеников и предложить им поговорить друг с другом. При этом учитель вводит их в речевую ситуацию: Представьте себе, что вы только что познакомились и вам интересно узнать друг о друге, о ваших семьях, местожительстве, о профессии родителей и т.д.
Учитель может предложить различные темы: «Знакомство», «Приглашение к себе», «В магазине», «Профессия», «Моя школа», «Мой выходной день» и мн. др. Важно, чтобы каждая тема прослеживала определённую цель. Очень важным этапом при обучении диалогической речи младших школьников на материале текстов является построение свободной диалогической речи на основе готовых образцов.
Допустим, тема: «Кружок вязания». Цель: пригласить собеседника. Способ выполнения: вопрос, приглашение – ответ, вопрос, согласие. О б р а з е ц:
–Марина, ты не записалась ещё в кружок вязания?
–Нет, я сомневаюсь.
–Знаешь, я хожу туда и уже умею набирать петли для лицевой вязки.
–А что такое «лицевая вязка»?
–Я тебе обязательно покажу, если пойдёшь со мной.
–Спасибо, Ума, я согласна, пойдём.
В методических целях используются подстановочные упражнения, н а п р и м е р:
а) –Амина, что ты делала вчера дома?
–Я читала книгу (рисовала, писала, помогала маме, смотрела по телевизору, учила стихотворение, играла с сестрой в шашки).
б) –Заира, чем вы занимались летом в лагере?
–Летом в лагере мы отдыхали (ходили в поход, играли в волейбол, футбол, собирали грибы, пели у костра).
Способ выполнения:
·ученики задают вопросы и отвечают на них по цепочке;
·каждый ученик воспроизводит последовательно все ответы в краткой форме (фонетически правильно, в нормальном темпе), неполными предложениями.
Методически целесообразными представляются и тренировочно-речевые упражнения в форме ассоциативного диалога. Учитель в таком случае описывает ситуацию, н а п р и м е р: «Вы вдвоём отдыхали в лагере «Дружба. У вас сложились разные впечатления об этом месте», после чего возникает диалог:
–Али, тебе понравилось в лагере? (да; весело проводить время, играть в волейбол, ходить в лес, собирать грибы);
–Мурад, тебе понравилось в лагере? (нет; скучать по родителям; простудиться; болеть).
Способ выполнения:
·учитель ведёт беседу, задавая один и тот же вопрос поочерёдно каждому ученику, который с помощью написанных на доске слов грамотно строит предложения.
Р е ч е в ы е у п р а ж н е н и я проводятся в ситуациях, предъявленных учителем. Диалог в начальной речевой ситуации записывается на доске и является образцом. Плодотворным для развития речи младших школьников представляется разговор по телефону в форме «вопрос-ответ». В качестве образца предлагается одна из конкретных ситуаций (Одна ученица встречает подружку, которую не видела целое лето. Или: Один ученик просит у другого помочь по русскому языку и т.д.).
Способ выполнения:
·учитель описывает ситуацию, учащиеся ведут связную беседу в виде диалога. О б р а з е ц: (тема: «Снова в школу»; речевая ситуация: мальчик, который болел 2 дня, наконец, собирается идти в школу):
–Алло, Зураб, привет!
–Привет, Арсен, как ты себя чувствуешь?
–Спасибо, хорошо. Ты завтра идёшь в школу?
–Конечно, иду.
–А сколько у нас завтра уроков?
–Пять.
–Ты не знаешь, физкультура будет?
–Знаю, будет.
–Ты возьмёшь с собой футбольный мяч?
–Хорошо, возьму.
–Спасибо, пока.
–Пока.
Упражнение может выполняться и на основе диалогов с иной структурной схемой.
В развитии диалога значительное место занимает р е ч е в а я а к т и в н о с т ь детей: умение быстро сориентироваться, найти правильный, а если нужно,– меткий, остроумный ответ, умение начать диалог – задать вопрос. Некоторые дети не проявляют активности из-за недочётов произносительных умений, поэтому очень важна, особенно в I классе, логопедическая работа, а также работа над дикцией.
Художественная литература служит прекрасным материалом для развития и обогащения речи детей. Типично школьным вариантом диалога является б е с е д а учителя с учащимися: в ней, как правило, используются полные предложения, речь приближается к литературной норме, происходит обучение правильному построению предложений и текста. В школе также практикуются диалоги между учащимися: ролевые игры, инсценировки, споры, коллективные обсуждения и т.д.
Использование разных форм работы с
детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здорового
образа жизни
На втором этапе была организованная педагогическая работа по формированию культуры здорового образа жизни детей. Основные задачи работы: 1) Воспитание у детей потребности в здоровье. 2) Формирование ...
Методика формирования технического мышления учащихся
В процессе развития ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки рабо ...