В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений.
Задачи исследования:
1) Выявить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений;
2) Разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание.
3) Провести оценку эффективности опытно-экспериментальной работы.
Основным методом позволяющим решить поставленную цель, является социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, констатирующий, формирующий, заключительный.
В качестве экспериментальной площадки нами была выбрана МОУ "Новогеоргиевская СОШ" Шимановского района, Амурской области. В исследовании приняли участие 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов.
В теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к исследованию проблем супружеских взаимоотношений как социально-педагогического фактора воспитания ребенка в семье.
Для выявления влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье и для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений нами были использованы две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение супружеских взаимоотношений со стороны ребёнка в семье. Для определения влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, нами были использованы следующие методы исследования для подростков:
- тестирование: 1. Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. 2.Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.
Вторая группа методов направлена на выявление супружеских отношений со стороны супругов. В ходе исследования супругов нами были использованы следующие методы: беседа, анкетирование, тестирование: Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС), Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера.
Данные методики просты в применении, а также позволяют выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.
- Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС).
Тест позволяет выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаши и ластик. Инструкция испытуемому: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи, и ты были чем–то заняты ". Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и т.д
Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.
Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
- Тест – опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Данный тест – опросник удовлетворенности браком предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности–неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. - Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС). Этот опросник позволяет определить возможность оказать социально-педагогическую помощь семье.
Конструирование как процесс творческой деятельности в условиях производства
Создание новых машин и технических устройств — сложный и длительный процесс, в котором можно выделить инженерное прогнозирование, проектирование и конструирование, подготовку и освоение производства. ...
Приемы и методы формирования изобразительных навыков
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническо ...