Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и их представления о здоровьесберегающей среде

Педагогика и воспитание » Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка » Изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и их представления о здоровьесберегающей среде

Страница 4

Изучение семейной среды крайне важно для социального педагога, ведь именно в ней ребенок получает первый социальный опыт, приобщается к тому или иному стилю поведения, усваивает нравственные нормы и ценности. От степени успешности воспитания в семье зависит уровень сформированности у ребенка социально приемлемых качеств.

Если семья не выполняет свои функции по воспитанию ребенка, то членам семьи, и в частности, ребенку необходима социально-педагогическая помощь. Оказывая социально-педагогическую помощь учащимся, родителям и лицам, их заменяющим, социальный педагог ориентирует свою работу с семьей не только на решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие, восстановление ее внутреннего потенциала.

Сейчас между исследователями часто ведутся дискуссии о проблеме воспитания ребенка в неполной семье. Одни ученые крайне негативно относятся к неполноте семей, и высказывают мнение, что это крайне негативно сказывается на развитии психики ребенка. Другие исследователи в области семейной педагогики и психологии не считают, что неполные семьи не могут в полной мере дать надлежащее воспитание ребенку.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

1 Полные семьи

2 Неполные семьи

Рисунок 5 – Частота возникновения конфликтов в полных и неполных семьях (%)

Условные обозначения:

Частота возникновения конфликтов

1 – регулярно

2 -- периодически

3 – очень редко

При исследовании уровня конфликтности в семьях, было выявлено, что в большей части полных (53%) и неполных (60%) семей конфликты возникают периодически. Семьи с достаточно частой повторяемостью конфликтов составляют – 21%. В неполных семьях атмосфера была более благоприятной для развития ребенка. 26% составили семьи, где конфликты возникают редко, и разрешаются конструктивным способом, в неполных семьях этот показатель выше – 40%. Результаты анкетирования подтверждают мнение, что в неполных семьях при высоком воспитательном потенциале семьи, процесс воспитания можно организовать на довольно высоком уровне. Семейная среда в неполных семьях по показателю конфликтности находится в лучшем положении, но, конечно, это не всегда может говорить о том, что в данной категории семей избран приемлемый стиль воспитания.

Основные причины конфликтов в семьях учащихся 9-х и 11' классов ГУО "Терешковичска СОШ" отражены на рисунке 6. Главной причиной является непонимание между членами семьи. Непонимание или нежелание понять друг друга, неприятие чужой точки зрения, излишняя авторитарность, безразличие или неумение высказаться очень мешают построению взаимоотношений. Самой распространенной причиной непонимания является то, что членам семьи трудно учесть психологические особенности близкого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Формирование знаний о кинетике химических реакций
Вопросы кинетики химических процессов и химическое равновесие являются самыми сложными не только для учеников, но и для учителей. При изучении этого материла достаточно выгодной и перспективной являе ...

Групповая форма обучения
В мировой школе использу­ются три организационные формы обучения: индиви­дуальная, групповая и фронтальная. На разных истори­ческих этапах предпочтение отда­валось то одной, то другой из них. Примерн ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru