В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Начинаю с I класса школьников можно знакомить с многообразием слов и их значений, проводить элементарные наблюдения над лексикой. И хотя как такового понятия лексического значения ученикам не дают, но термин включается в работу и постепенно усваивается детьми.
Сначала учащиеся узнают, что слова, обозначающие предметы, имеют значение. Это достигается с помощью разных приёмов, например, можно использовать наглядность и загадки. Дети читают загадку, рассматривают рисунок к ней, на котором нет предмета, обозначаемого пропущенным словом:
На зелёной хрупкой ножке
Вырос …(шарик) у дорожки
(одуванчик)
Учитель спрашивает: «Какого слова не хватает в загадке? Какого предмета нет на рисунке?» Дети отвечают, дописывают слово и дорисовывают картинку.
Знакомство детей с многозначными словами лучше всего проводить на примерах уже известных лексических единицах. Учитель объясняет школьникам, что не все слова могут обозначать одно явление (понятие, предмет). Для этого используются, например, слова: игла, звезда, перо и сами предметы или их картинки: лист сосны, швейная игла, засушенная морская звезда и звезда, венчающая новогоднюю ёлку, перо ручки и перо лука.
Дети рассматривают предметы и отвечают на вопросы: «Одинаковые ли это предметы? Сколько их перед вами? Как называются предметы? Сколько у них названий?». В результате учащиеся понимают, что одно слово может называть несколько предметов.
Ещё один приём знакомства учеников начального этапа обучения с явлением полисемии – использование контекста. Особенно важно прибегать к этому приёму в I классе. Словосочетания и предложения для детей не должны быть сложными в орфографическом и пунктуационном отношениях: «В лесу появились первые колокольчики». «Марина весело засмеялась и позвонила в колокольчик». Сравнивая слово «колокольчик» в обоих случаях, дети приходят к выводу, что речь идёт о цветке и о звонке в форме маленького колокола.
Лексические задания можно построить на основе логических упражнений. Они помогут детям научиться различать значения слов с предметно-понятийным содержанием, например, названия одновременно и деревьев, и плодов с него. Ученики записывают два предложения: «Этим летом на даче мы посадили черешню и вишню». «Бабушка ходила на рынок и купила черешню и вишню». В первом предложении первоклассники заменяют выделенные лексемы словом деревья, а во втором – ягоду. Так школьники видят разницу в значениях одинаковых слов.
Постепенно детям показывают соотношение слов по смыслу, вводят для семантического анализа знакомые глаголы. Для этого учителем часто используется приём синонимической замены. Первоклассники записывают два предложения: «Шустрый бельчонок незаметно улизнул из дупла. Малыш с плачем убежал в другую комнату». На доске записаны слова «улизнул», «убежал». Учитель просит объяснить, чем похожи, и чем различаются по значению глаголы, какой больше подходит к первому предложению, а какой ко второму.
Как уже отмечалось выше, один из наиболее действенных приёмов подачи нового лексического материала – наглядный показ. На начальных этапах обучения он необходим. Приём наглядности позволяет школьникам уяснить разницу в синонимических и значениях полисемичных слов. Он предполагает использование окружающих предметов, картинок, фотографий.
Во II – III классах лексическая работа связана с изучением грамматики. «Лексические значения не существуют независимо от грамматической характеристики слова. Звуковая форма слова, его словообразовательные связи во многих случаях также далеко не безразличны для его значения». Дети уже научились более быстро записывать предложения, поэтому им можно предлагать для анализа слов большие по объёму контексты. «На припёке хорошо греть и нежить спинку, вырыть сладкий корешок, поглодать осинку» (Е.Трутнева). «Вышли книжки из больницы, починили им страницы, переплёты, корешки, налепили ярлыки» (С. Маршак). Ученики одновременно работают над правописанием безударной гласной в слове корешок и устанавливают разницу в его семантическом значении. При изучении антонимов хорошо в качестве примеров приводить пословицы и поговорки: Ученье – свет, а неученье – тьма. Утро вечера мудренее. Сытый голодного не разумеет.
Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по озна ...
Психологические основы процесса чтения на иностранном языке
Зависимость восприятия текста от свойств оптического сигнала. Психологические вопросы обучения чтению решаются на основании анализа ряда вопросов: 1) психологических и лингвистических особенностей во ...