В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Примером одновременной работы над лексикой и грамматикой могут служить элементы урока по одной из центральных тем во II классе «Состав слова». «Наблюдения за процессом образования слов родного языка…позволяют глубже разобраться в его (слова) лексическом значении, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей, развитию языкового чутья младших школьников». Анализируя состав слова, дети обращают внимание и на смысловую сторону его корня и аффиксов. Ученикам предлагается составлять словообразовательные гнёзда с вершиной. Например, учитель даёт задание вспомнить слова с корнем лес. Учащиеся записывают: лесник, лесной, лесок, отыскивают и выделяют корень, коллективно составляют словосочетания: пришёл лесник, лесная школа, подросший лесок.
Учитель обобщает ответы детей, спрашивая, какой общий смысл во всех словах с корнем лес (всё, что имеет отношение к лесу).
Таким образом, обогащать лексикон младших школьников и повышать их грамотность следует за счёт производных слов. Учитель должен давать детям задания на словообразование, т.к. «при анализе слов по составу учащиеся редко объясняют правильно значения производных слов, в основном занимаются подбором родственных слов и поиском корня». Возможность обучить детей объяснять значения производных слов дают имена прилагательные. Например, учащимся даётся задание выбрать из предложенных мотивирующих слов корень и вставить его в определённую модель (приставка без - суффикс н, бес –н): без сна → бессонный, без забот → беззаботный. Учитель обращает внимание школьников на удвоенные согласные, просит подчеркнуть их. Затем дети составляют словосочетания с этими прилагательными. Подобные орфографические задания создают у школьников потенциальный словарно – семантический запас.
При работе над новой лексикой стоит разделить слова на тематические группы. Так во многих текстах, представленных в школьных учебниках, встречаются названия профессий, неизвестные детям: дровосек, ткачиха, плотник, конюх и др. Объяснить их значение учителю поможет небольшой экскурс в историю. «Такая работа, проводимая на уроке, поможет школьникам не только понять значение неизвестных ранее слов, но и заглянуть в истоки номинации, познакомиться со своей историей». При анализе следует использовать толковые и этимологические словари, давать ученикам различные упражнения. Например, выделить корень в словах стол, столяр, столовая; возить, повозка, извозчик; вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова: лё чик, б ксёр.
Лексика, вводимая на уроках во II - III классах должна быть более сложной, чем на первом году обучения. Для семантического анализа берутся слова со значениями, основанными на разных признаках, отвлечённые понятия, глаголы в переносном смысле. Учителю необходимо подбирать примеры с широким контекстом. Особенно в тех случаях, когда учащиеся знакомятся с синонимами или новыми значениями известных слов. Пример: Учитель просит записать школьников предложение: По воде плыла лодка с яркими парусами, а затем спрашивает, что значит в этом предложении слово плыла, каким словом его можно заменить (ответ: двигалась). Затем дети составляют предложения с глаголом плыть в разных значениях: Российский спортсмен на соревнованиях плыл лучше всех. Пётр плыл на корабле домой. Воздушный шар плыл по воздуху. Походка девушки была лёгкой, она не шла, а плыла по улице. Всё плывёт пред глазами. Учитель спрашивает, что ближе по значению к словосочетанию «шар плыл» (ответ: девушка плыла, общее у них то, что они двигаются плавно, медленно), какие ещё словосочетания подходят к «плыла лодка» (ответ: спортсмен плыл, т.е. передвигался в воде, как и лодка). Затем учитель задаёт вопрос: «А что можно сказать про «плыть перед глазами»? Что это означает?» (ответ: всё двигается, кружится перед глазами).
Пример фрагмента урока показывает, как дети смогли выявить сходство в метафорических и функциональных переносах, их основы по разным значениям: плавность, движение, неспешность и выполняемая функция.
Проектирование урока математики, направленного на развитие УУД в условиях
применения технологии проектного обучения
Мною была проведена апробация дипломной работы на базе МБОУ лицей №22 в пятом классе. В данном классе по списку 26 человек, Задание было выдано всему классу, но по причине болезни на уроке присутство ...
Особенности становления профессионального менталитета учителя в процессе
педагогической деятельности
Данные, приведенные в этой части главы получены в результате исследований, проводимых группой ученных в институтах, школах. В процессе обучения в институте, в результате изменения личностной значимос ...