В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В.Н. Кряж в "школьном возрасте в формировании физической культуры личности выделяют этапы идентификации, индивидуализации, персонализации. Они отражают возрастную динамику особенностей социокультурного, психофизического и биосоциального развития личности. При этом на каждом этапе человек выступает целостно как индивид, индивидуальность, личность. С учетом этих особенностей сконструирована возрастная модель становления личности в начальной и базовой школе, которая является основой разработки целевых установок и содержания учебных предметов. В педагогической интерпретации она включает в себя на рассматриваемом этапе онтогенеза школьное детство (младший школьный возраст), отрочество (средний школьный возраст)". К глубокому сожалению В.Н. Кряж не указал оснований выделения именно этих этапов. На наш взгляд, порядок их чередования будет несколько иным. Сначала идет этап идентификации, затем персонализации и только потом индивидуализации.
Сфера физической культуры представляет собой специфическую человеческую общность, представители которой осуществляют совместную (в т. ч. опосредованную совместную) физкультурную деятельность. Содержание этой деятельности весьма разнообразно, однако особую значимость приобретает эффект от ее выполнения, который всегда направлен на становление самого человека. В ходе онтогенеза человек последовательно проходит существующие на данном этапе культурно-исторического развития общества уровни системы физкультурного образования, осваивает в процессе взаимодействия с общностью характерные для уровня виды деятельности и развивается вместе с развитием физкультурной деятельности. Поэтому основным системообразующим фактором при построении психологической модели физкультурного развития будет уровень системы физического воспитания (или форма организации физического воспитания).
В психологической модели физкультурного развития человека в онтогенезе можно выделить следующие этапы (Рис.2):
Оживление (до 2-х лет). Ребенок начинает строить общение с родными (мать, отец, родственники), которые начинают трансляцию физкультурных ценностей. Развитие представляет собой естественный механизм роста, созревания, поскольку не опосредовано культурными орудиями. Развитие детерминировано главным образом природными факторами (наследственностью). Эффективность физического воспитания в семье зависит от подготовленности к нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. При построении процесса физического воспитания на данном этапе следует опираться на биологическую сущность человека, на его естественную потребность в двигательной активности.
Одушевление (2-6 (7) лет). На данном этапе партнером ребенка становится воспитатель, как субъект, владеющий необходимыми средствами для обеспечения становления человека. Развитие дополняется искусственной компонентой, которая, однако, имеет подчиненное значение. Отношение ребенка к процессу физического воспитания проявляется в форме физической и интеллектуальной активности. Достижением периода является осознание себя субъектом и формирование предпосылок для осуществления деятельности.
Персонализация (7-17 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как "учитель физической культуры", "тренер" по виду спорта и др. Развитие представляет собой естественно-искусственный процесс, где основной упор делается на социальные, деятельностные и мыследеятельностные характеристики человека. Достижением периода является появление и осознание способности к физкультурному саморазвитию. Самореализация становится главным мотивом деятельности человека.
Индивидуализация (17-40 года). Данный этап характеризуется пониманием значимости и убежденностью в необходимости практического использования физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития личности и формирования социально значимых качеств. При построении процесса физического воспитания на данном этапе, прежде всего, следует опираться на социальную и психологическую сущность человека. Отличительной чертой данного периода является выход человека из организованной системы физического воспитания и самопроектирование будущего развития. Человек уже освоил необходимые средства и способы деятельности и может применять их в соответствии со своими интересами, стремлениями и желаниями. Он начинает действовать, опираясь на свою индивидуальность, непохожесть, уникальность. Деятельностное отношение человека к миру проявляется в индивидуализации общественных ценностей.
Общество сверстников в группе детского сада
Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько ...
Основные типы поверхностей второго порядка и их свойства
Эллипсоид Поверхность, задаваемая в некоторой прямоугольной декартовой системе координат уравнением , a > 0, b > 0, c > 0, называется эллипсоидом. Эллипсоид изображен на рисунке 1. Рис.1 Сво ...