В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
— Иди, Ваня, сделай, как ты хочешь. Как же убедиться в том, что во второй банке действительно на две чашки меньше?
Фрагмент №4.
Цель
. Учить детей измерению объема сыпучих тел c использованием мерки.
Упражнение 1.
Цель.
Подвести детей к пониманию обратной зависимости между емкостью меры и количеством мер при отмеривании данного количества вещества.
Оборудование
. Две одинаковые мисочки c крупой, чашечка и стакан.
Способ выполнения
. Педагог ставит на стол мисочку c крупой (овсяной, например):
— Сколько крупы в этой миске?
Обсуждаются разные предложения детей, можно даже начинать считать крупинки, чтобы дети убедились, что это длительный и очень трудоемкий процесс. Если кто-нибудь предлагает взвесить крупу, педагог говорит, что весов нет.
Если дети не вспоминают о мерке, педагог сам предлагает использовать стакан и кукольную чашечку.
— Кто хочет измерить крупу стаканом? Кто хочет чашечкой? «экспериментаторам» выдаются две одинаковые мисочки c крупой. Дети, наблюдая за процессом измерения, отмечают: «У Вани 1 стакан,
у Маши – три чашечки».
Дети часто говорят: «У Маши».
– У кого было крупы в миске больше? У Вани или у Маши?
Тогда нужно высыпать крупу из стакана в миску, а в стакан ссыпать ту крупу, что измерялась чашкой, – ее ровно стакан.
Вывод.
Крупы было одинаково.
– Почему же у Вани один стакан, а у Маши целых три чашки, если крупы одинаково?
Вывод
. Чашки маленькие, поэтому их надо больше.
Примечание. Этот факт довольно трудно осознается детьми данного возраста, поэтому опыт следует повторять несколько раз и в разных вариантах.
Упражнение 2.
Цель.
Формировать представление о необходимости применения измерения для сравнения количественной характеристики вещества.
Способ выполнения
. Педагог наполняет стаканчик крупой дважды и высыпает ее на блюдце. Затем предлагает детям пустое блюдце и просит насыпать столько же.
– Почему ты думаешь, что насыпал столько же? (У вас два стаканчика и у меня два стаканчика).
Педагог просит еще 2-3 детей насыпать на свободные блюдца столько же.
Отмеривание сопровождается пояснением: у вас – два и у меня два стаканчика, значит, столько же.
Упражнение З.
Цель.
Формировать представление о необходимости применения измерения для оценки количественной характеристики вещества.
Способ выполнения
.
– Вы видели, сколько стаканчиков я насыпал на блюдце, а теперь поиграем: я насыпаю крупу так, чтобы вы не видели, как я это делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же?
Дети часто говорят, что смогут. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела, и казалось, что ее меньше.
Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть, сколько они насыпали, каждый отмеренный стаканчик можно отличать одним кружком.
Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Скорее всего, оно окажется другим.
Вывод.
Если не видишь, как крупу насыпали, то без измерения трудно точно узнать ее количество.
Целостный педагогический процесс как категория практической реализации
воспитания
Важнейшей видовой субъективно-объективной категорией, предопределенной таким объективным родовым понятием, как «воспитание», отражающей целенаправленные субъективные усилия людей в обществе по реализ ...
Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту
со школьниками
В общеобразовательных школах используются учебная, внеклассная и внешкольная формы работы по лыжному спорту. Основой всей работы по лыжам со школьниками является учебная работа по лыжной подготовке, ...