В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Фрагмент №5.
Цель.
Учить детей измерению объема воды c помощью мерки.
Упражнение 1.
Цель.
Формировать представление о необходимости применения измерения для сравнения количественных характеристик вещества.
Оборудование
. Две прозрачные емкости: бутылка 0,5 л и пол-литровая банка, различные мерки, вода.
Способ выполнения
. Педагог организует проблемную ситуацию:
— На прошлом занятии мы c вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода.
Педагог показывает бутылку с водой и пол-литровую банку, в которые налито одинаковое количество воды. Сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше.
— Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что надо использовать какую-то мерку, как в прошлый раз.
Педагог предлагает детям столовую ложку, чашку и стакан. Анализ этик предметов приводит к выводу, что удобнее использовать чашку или стакан.
Необходимо напомнить ситуацию прошлого занятия, когда у Вани получился один стакан, а у Маши – три чашечки крупы, хотя исходное количество было одинаковое.
– Почему так получилось? (Мерки были разные).
— Если я дам Пете стакан, а Тане – чашечку, смогут они сравнить количество воды в бутылке и в банке?
Интересная ситуация получается, если дети говорят, что смогут. Эту ситуацию надо разработать полностью. Каждому из двух детей дается литровая банка. Один меряет стаканом из бутылки, другой чашечкой из пол-литровой банки. В результате получается: два стакана (по 250 г.) и пять чашечек (по 100 г.).
— B банке воды больше?
Но визуальное сравнение результатов в литровых банках показывает, что воды поровну.
Вывод.
Мерки были разные, поэтому результаты противоречат реальности, т.е. надо было обоим брать стаканы или чашечки. Вода из банки перемеряется стаканом, что доказывает: воды было в обоих сосудах поровну.
Вывод.
Просто измерить воду можно любой меркой, но чтобы сравнить количество воды в двух сосудах, надо брать одну и ту же мерку.
Упражнение 2.
Цель
. Учить замечать зависимость между емкостью меры и количеством продукта.
Оборудование:
Два стакана разной емкости.
Способ выполнения
. Педагог предлагает игровой сюжет:
— Где в жизни вы видели, что продукты отмеряются стаканами? (Семечки, ягоды на рынке).
— Буратино и Незнайка купили на базаре семечки:
— Гуляют, щелкают, и вдруг Незнайка говорит: «у меня семечки кончились». A у Буратино еще много в кармане. Стал Незнайка просить семечек у Буратино, а тот говорит: «Ты их очень быстро щелкаешь, вот у тебя и кончились быстрее». «Ничего подобного, – обиделся Незнайка, – все знают, что ты ешь семечки быстрее меня». «А почему тогда у тебя быстрее кончились, – возражает Буратино, – мы же вместе покупали».
— А вы, ребята, как думаете, в чем дело? (В большой стакан входит больше семечек).
Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях
у детей пятого года жизни
Для подтверждения теоретического положения, что при определенных педагогических условиях, труд оказывает влияние на формирование знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни, было проведена ...
Профессионально-педагогическое образование в России
с 1917 г по XXI век
После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального образования (1917 – 1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государс ...