В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Материалы экспериментального исследования позволяют говорить о том, что диалогическая продукция дошкольников c ОНР (III уровень) представлена в основном повествовательными и вопросительными предложениями, обладающими минимальной синтаксической сложностью. У большинства из них в процессе диалога практически не активизируется взаимодействие интонационных средств высказывания и его смысловых связей c предшествующим текстом. Недостаточное употребление детьми восклицательных и побудительных предложений, использование однословных и немногословных конструкций, интонация которых не испытывает на себе влияния живой разговорной речи, снижает особый интонационный колорит диалога.
Характеризуя лексичeскoе пространство разговорной речи испытуемых, исследователи ориентировались на те ее особенности, которые непосредственно связаны с количественным распределением в ней грамматических классов слов (большая употребительность местоимений и незнаменательных слов, малая yпoтребительность прилагательных), наличием так называемых релятивов (да, Нет, ладно, хорошо), синкретического класса слов, совмещающих в себе черты звукоподражательных междометий и глаголов (бах, хвать и др.), неизменяемых предикатов (не очень, так себе).
Рeзyльтaты экспериментальной проверки диалогической речи детей изучаемой категории свидетельствуют о заметном снижении у большинства из них (60% испытуемых) мотивационной потребности в общении, что проявляется в неумении поддерживать разговор, стимулировать собеседника на его продолжение. Им постоянно приходится давать опорные слова, напоминать мотив речи, подсказывать aдекватнyю форму выражения, наталкивать на употребление заранее запланированных слов и их сочетаний.
Анализ монологического высказывания испытуемых позволил обнаружить в составе их речевой продукции наличие целого ряда недочетов, характерных для готовых образцов устной речи. Прежде всего, обращает на себя внимание ограниченный объем устных сообщений детей. Как правило, они представлены несложными по грамматической структуре конструкциями, основанными на комбинации отдельных словосочетаний в составе простого (реже сложного) предложения. Весьма ограничено использование обособленных определений, сравнительных оборотов и уточняющих обстоятельств.
Связные высказывания, детей не всегда соответствуют той коммуникативной задаче, которая ставится перед ними в условиях конкретной экспериментальной ситуации. Передача содержания прочитанного у них всегда достаточно подробна, близка к тексту. Дошкольников c недоразвитием речи отличает механическое запоминание фактов, событий и поступков героев, склонность к их перечислению, неумение импровизировать в процессе воспроизведения событий. B их рассуждениях практически отсутствуют синтаксические построения, содержащие в своей основе умозаключение, констатацию фактов, передачу логической связи событий (причинно-слeдственные, условные, уступительные и другие конструкции). Как правило, они не умеют формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, выделять проблемные вопросы, требующие дополнительного анализа и оценки.
Анализируя сложноорганизованный патологический механизм перечисленных недочетов, необходимо подчеркнуть, что у большинства детей данного контингента, прежде всего, нарушен процесс семантической реализации речевого высказывания, функционирование которого осуществляется на основе включения широкого репертуара семантических операций, требующего говорящего четкой организации передаваемого сообщения с тем, чтобы адресат мог легко его усвоить. Реализуя процесс смыслового развертывании высказывания, они затрудняются в определении стратегии семантического поиска, основанного на различении данной и новой информации, выяснении характера их соподчинения, установлении субъекта и темы, вычленении смыслового центра сообщения - ремы. Сбои в работе порождающего речь темарематического механизма, выступающие не только на уровне синтагматического, но и парадигматического аппаратов языка, определяют стойкий характер нарушений показателей связности и цельности речевого высказывания у детей с недоразвитием речи.
Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности в
общеобразовательной школе
Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности на уроках технологии связано, прежде всего, с диалогом традиционной системы обучения («школы учебы») и инновационных, реформато ...
Экспериментальное исследование развития логического мышления старших
дошкольников посредством арифметической задачи
Для изучения уровня развития логического мышления у дошкольников было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Начальная школа + Детский сад № 79» Экспериментальная работа проводилась с ...