В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В настоящее время все более актуальной становится проблема системного междисциплинарного психолого-педагогического сопровождения детей c речевой патологией. Внимание специалистов часто концентрируется на том, что для большинства детей традиционные Методы логопедической диагностики и коррекции становятся менее валидными и эффективными, чем раньше. Повсеместно констатируется, что дизонтогенез речевой функции носит в современной детской популяции качественно иной характер.
Это обстоятельство связано в первую очередь c тем, что собственно речевая недостаточность приобрела сегодня у большинства детей более недифференцированный, мозаичный и, вместе c тем, генерализованный вид. C другой' стороны, она, как правило, сопряжена c обилием сопутствующих патофеноменов в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребенка.
B этой связи на первый план сегодня выступают задачи оснащения логопедической практики таким методическим (диагностическим и коррекционным) аппаратом, который позволил бы:
1) выявить имеющиеся дефицитарные звенья психического статуса ребенка;
2) установить их патогенетические механизмы;
3) описать структуру речевого дефекта в целостной матрицы состояния высших психических функций ребенка;
4) создать адекватную модель коррекционного, абилитационного и профилактического воздействия.
C точки зрения исследователей таким требованиям отвечает методологический и методический аппарат нейропсихологии детского возраста. Нейропсихологический метод синдромного анализа, созданный A.P. Лурия и широко зарекомендовавший себя при работе c отклоняющимся развитием (Э.Г. Симерницкая, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина и др.), является, как показывает опыт, адекватным и информативным в повседневной логопедической практике.
Речевая функция, как и любая другая высшая психическая функция, состоит из целого ряда звеньев (факторов), среди которой диалог, a тем более монолог имеют наиболее высокие ранги и формируются в речевом онтогенезе в самую последнюю очередь. Но логика развития речи предполагает опору на неречевые психические конструкты («превербитум», по М. Кричли), прежде всего сенсомоторные.
Нейропсихологические исследования последних лет убедительно доказывают, что профилактика, коррекция и абилитация, именно сенсомоторной сферы ребенка позволяют создать необходимый базис для нормального функциогенеза речи, как, впрочем, и других высших психических функций.
Проведенное исследование было посвящено созданию междисциплинарной диагностической и коррекционной модели. Конкретной целью при этом являлось нахождение адекватных путей преодоления сенсомоторного дефицита у детей c различными вариантами речевой патологии. Эта цель была сформулирована в связи c проблемами, возникающими в повседневной логопедической практике, в частности наличием у большинства детей c речевыми нарушениями обилия патофеноменов: патологических ригидных телесных установок, мышечных дистоний, синкинезий. Исследование проводилось на базе УВК 1618 «Светлана», Центра образования «Москва 98» I`Т21953 и отдела нейропсихологии псиxологo-медикосоциального Центра СЗАО города Москвы c 1998 по 2003 год. Экспериментальную группу составили дети старшего дошкольного возраста (6 —7 лет) c общим недоразвитием речи (III уровень), имеющие различные варианты речевой патологии. Все дети были обследованы в начале и в конце коррекционного цикла. Занятия проводились как в групповом, Так и в индивидуальном режиме и продолжались в течение всего учебного года.
Обращаясь к анализу полученных результатов, необходимо подчеркнуть, что определение структуры речеязыковых нарушений на современном уровне развития научного знания невозможно без привлечения данных о процессе порождения речи. Вот почему процедура научного анализа развернутой речевой коммуникации и ее оценка требовали последовательного раскрытия диалогической и монологической формы языкового поведения детей c недоразвитием речи, реализуемого c учетом фазовой структуры речеязыкового механизма.
Понятие дисграфии и ее виды
Под дисграфией (графо – пишу, дис – расстройство) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических проце ...
Генезис идеи развития в психологии
Привычность и очевидность реальности развития для обыденного сознания порождают логические сбои при попытках приступить к построению конкретной теории (теорий) развития самой психологической реальнос ...