Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи

Педагогика и воспитание » Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи

Страница 3

Анализ экспериментальных данных дает основание говорить о недостаточной степени сформированности у большинства из них комплекса лексико-грамматических операций, лежащих в основе развертывания речевого высказывания, о наличии трудностей, связанных c организацией процессов кодирования и декодирования речи, о нарушении правил использования ими семантических и грамматических трансформаций, выступающих как результат проявления стойких дефектов сукцессивного синтеза.

Качественный анализ речевой продукции испытуемых позволяет предположить, что в основе перечисленных стойких недочетов лексико-грамотического характера лежит незрелость основных операциональных механизмов речи — процессов выбора слов (номинации) и их комбинирования (предикации), непосредственно участвующих в порождении связного речевого высказывания и обеспечивающих плавный переход от его симультанной предикативной организации к сукцессивной последовательности языковых элементов.

По мимо обозначенного комплекса нарушении глубинно-семантического и лексико-грамматического порядка языка исследователи обнаружили у большинства дошкольников c речевой патологией и другие расстройства речи: несформированность голосовых и артикуляционных навыков, ограниченные возможности использования невербальных средств коммуникации, несформированность пространственного фактора, неречевого слуха, недостаточное знание схемы тела и др. Речевая деятельность большинства из них осложняется наличием патологических явлений: сопутствующих движений (синкинезий), изменением мышечного тонуса по типу дистоний (непостоянный, меняющийся тонус), принятием вычypных поз при составлении самостоятельной речевой продукции (патологических ригидных телесных установок).

У данной категории детей имеет место заметное излишество, нерасчетливость двигательных и жестомимических актов. Обращают на себя внимание вычурные позы, гримасничанье, иногда возникают тики, неожиданные вокализационные реакции в виде вскриков, неконтролируемого смеха, нередки элементы заикания (запинки), шумного и прерывистого придыхания, а порой и логоневроза. Они неловки, долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации, что говорит о несформированность мануального и орального праксиса, реципрокной координации рук. Их может отличать маловыразительность, скованность, малоподвижность, чередующиеся неожиданными взрывами гиперактивности. Иными словами, их поведение, в целом, диспластично, что патогномонично и для протекания психической деятельности.

Есть все основания утверждать, что наличие данных неврологических знаков негативно отражается на состоянии связной речевой продукции детей изучаемого контингента.

Особое место в ряду перечисленных патологических проявлений принадлежит синкинезиям - сопутствующим движениям, которые актуализируются и закрепляются в опыте любой детской деятельности, приводя, тем самым, к дизонтогенетическому развитию.

Сопутствующие движения телом зачастую затрудняют составление диалога и монолога, препятствуя их полноценному развертыванию. Так в момент артикуляции дети непроизвольно совершают аналогичные движения руками, глазами, бровями, напрягают мышцы лица, шеи, строят гримасы. Напрягаясь всем телом, уходят в тонус при мучительном вспоминании отдельных частей рассказа, выборе нужных слов. Порой они беспорядочно перебирают наглядный материал, тeрeбят одежду, выкручивают руки. Энергетически истощаясь, дошкольники начинают раскачиваться, вертеться на стуле, гладить ладонями стол, при этом они напрягаются, сжимаются, приводя руки и ноги к животу (руки могут быть сжаты в локтях и кистях, а ноги в коленях и стопах). Подобное истощение ведет к нарушению всех звеньев речепорождения, в результате чего в речевой продукции дошкольников появляются стойкие ошибки фонетического (замены, пропуски, смешения звуков), лексического (вербальные и литеральные парафазии, вербальные парагнозии), грамматического (аграмматизмы) характера, теряется замысел будущего высказывания, ребенок переходит на побочные ассоциации и инертные стереотипы, и как следствие этого не удерживается мотивация. Столь же неполноценно функционирует внешняя (исполнительная) фаза речеязыкового механизма: наблюдаются нарушения мышечного тонуса, расстройства речевого дыхания, наличие тиков и запинок.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Принципы психологической теории деятельности
Психологи утверждают, что прочное усвоение знаний происходит только через собственную деятельность по познанию предмета. Исследованием взаимосвязи действия и сознания российская психология активно на ...

Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения
В концепции модернизации современного образования особо подчеркивается роль базового звена образования - общеобразовательной школы, которая должна ориентироваться не только на усвоение учеником опред ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru