В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Если квадрат - это прямоугольник, то каким инструментом графического редактора будем пользоваться для его построения? (инструментом прямоугольник или многоугольник с количеством сторон 4.)
Какие способы изображения квадрата с помощью инструмента Прямоугольник в графическом редакторе вы можете предложить? (Первый - в меню инструмента Прямоугольник указать длину и ширину будущего квадрата, второй - при построении прямоугольника удерживать нажатой клавишу Shift.)
Если придется разрезать квадрат, то по каким линиям (отрезкам), через какие точки это можно сделать? (Вершины, сепедины сторон, диагонали и т.д.)
Перед вами три равновеликие фигуры, т.е. фигуры, имеющие одинаковые площади (через проектор на доску демонстрируется рисунок). Как проверить, что их площади действительно равны? (Разрезать одну из них остальные две фигуры, при этом количество мелких многоугольников, получаемых при разрезании, в каждом случае может быть разным.)
Рисунок 1 - Фигуры имеющие одинаковые площади.
Учитель. Подведем итоги: мы выяснили, что из одной фигуры с помощью разрезания можно сложить разные фигуры, и они будут равновелики с исходной.
2. Основной этап. Выполнение практических заданий
2.1 Подготовительный блок
Цели: проверка навыков выполнения трансформации фигур в среде графического редактора; развитие наглядного воображении через процесс преобразования фигур.
Деятельность учащихся: вспоминают инструментарий графического редактора, используемый для перемещения и трансформации фигур.
Деятельность учителя: проверка выполнения работ.
Задание 1.
Дан квадрат, разрезанный на четыре части. Составьте из этих частей равнобедренный треугольник.
Указание. Для работы загрузить файл 1_заготовка. ai.
Задание 2.
Перед вами два квадрата, один из которых уже разделен на четыре одинаковых треугольника. Как при помощи этих треугольников и маленького квадрата сложить один большой квадрат? Ничего больше не разрезать не требуется.
Указание. Для работы загрузить файл 2_заготовка. ai.
В случае затруднения учащиеся могут воспользоваться инструкционными картами (приложения 1,2) или файлом с готовыми ответами (приложение 3) дл самостоятельного восстановления хода решения.
Обсуждение результатов работы.
Высказываются все желающие. Учащиеся слушают друг друга, дополняют, задают уточняющие вопросы:
Через какие точки квадрата были проведены разрезы? (В основном через середины и вершины сторон.)
В первом задании квадрат и треугольник были составлены из одинаковых по форме и количеству частей. Как в геометрии называют эти фигуры? (Равносоставленные.)
Какое из двух заданий оказалось для вас более сложным? Чем это вызвано?
Учитель. Выполняя задания 1 и 2, вы только перемещали и трансформировали части фигур. Однако самое сложное - это придумать способ разрезания фигуры, чтобы сложить из ее частей фигуру.
2.2 Исследовательский блок
Цели: проверка навыков выполнения разрезания фигур в среде графического редактора; развитие алгоритмического мышления, творчества через процесс преобразования фигур.
Деятельность учащихся: под руководством учителя осуществляются поиск способов разрезания фигуры, основываясь на ее свойствах; самостоятельно проводят компьютерный эксперимент.
Деятельность учителя: руководит работой учащихся, направляет их поиск.
Готовые работы демонстрируются с помощью проектора, обсуждаются предложенные варианты.
Задание 3.
Разрежьте фигуру, составленную из трех квадратов, на четыре равные части. Докажите равенство полученных частей.
Указание. Для работы загрузить файл 3.
Ход выполнения задания.
" Мозговой штурм".
Если фигура составлена из трех квадратов, а необходимо получить четыре равные фигуры, то можно предложить, что … (От каждого квадрата необходимо отрезать некоторую одинаковую часть. (Таким образом, сложив три отрезанные части, получим четвертую фигуру)
Для определения площади исходной фигуры можно использовать сетку как вспомогательный элемент. Выполним это действие. (Фигура занимает 48 клеток, т.е. три квадрата по 16 клеток.)
Особенности традиционной методики обучения решению задач
Чем же отличаются методики обучения решения задач, которые в той или иной форме находят отражение в практике начального обучения математике? Для ответа на этот вопрос рассмотрим сначала особенности т ...
Формы и методы художественно-эстетического развития дошкольников
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных обл ...