В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
лидер (1): Алиса М.;
предпочитаемые (5): Никита С., Андрей Щ., Саша П., Катя Р., Влад З.
Отверженные (9): Олег В., Катя М., Ира П., Клавдия С., Карина Б., Аня Д., Соня Ф., Максим Т., Лаша Х.
Изолированные (3): Юра К., Саша М., Андрей М. (см. рис.1)
(Матрица представлена в приложении)
Взаимных выборов - 6, что может говорить о среднем уровне групповой сплоченности.
Мы обратили внимание на то, что отсутствующие в тот день в классе Олег В., Катя М набрали по 2 выбора. Они вошли в группу отверженных. Максим М. получил один выбор, но тем не менее также попал в группу отверженных. Эти результаты можно объяснить отсутствием детей в день проведения исследования.
Психологами установлено, что для детей значимо общение в группе не только на эмоциональном уровне, а потому был задан дополнительный вопрос: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Нами были получены следующие данные: лидером стала Катя Р., увеличив число выбора на 2. Резко уменьшили число выборов Алиса М., на 6. Влад З. на 5, Саша П. на 3, Никита С. на 5. В статус изолированных вошли Карина Б., Аня Д., Катя М., Максим Т. В том же статусе изолированных остались Юра К., Саша М., Андрей М. В группе отверженных остались Соня Ф., Олег В. ,Ира П., Рита П., Лаша Х. (см. рис.2)
Таким образом, все же успеваемость является определяющим фактором выбора соседа по парте. Иначе отличница Катя Р. не получила бы 6 выборов, а Алиса М. (которая учится более, чем хорошо) не получила бы 2 выбора.
Хотя мы знаем, что для учеников 3 класса успеваемость имеет особое значение для формирования отношений, но тем не менее из данных социометрии видно, что взаимоотношения в классе строятся больше на эмоциональном, чем на интеллектуальном уровне.
Результаты проведенного нами социометрического исследования наглядно представлены на диаграммах.
(рис.1)
(рис.2)
Таким образом, из данных таблиц видно, что взаимоотношения в классе строятся на эмоциональных связях, тем не менее, в классе 3 изолированных.
На основе изученных литературных источников было выявлено, что в основе общения лежат следующие показатели:
Внешность (привлекательность – не привлекательность);
Особенности поведения;
Знания, умение, навыки, используемые в учении;
Знания, умение, навыки общения;
Представление о дружбе.
Также нами была проведена индивидуальная беседа с лидером по эмоциональным связям – Алисой М Беседа была на основных вопросах:
Как ты думаешь, что бы ответили одноклассники на вопрос: «Дружно ли вы живете?»
Как ты считаешь, дружный ли у вас класс?
Есть ли у вас кто-либо более популярный? Кто? Почему?
Что не хватает ребятам, чтобы быть дружным классом, по-твоему?
Чтобы ты могла сделать, чтобы класс стал более дружным?
Ее ответ на первый вопрос: «Мой класс ответил бы: «да»».
На второй вопрос Алиса ответила: «Я считаю, что класс у нас дружный».
Ответ на третий вопрос прозвучал так: «Мне кажется, для каждого популярен тот, кто ему нравится. А также популярны отличники и хулиганы, так как на них больше всего обращают внимание. О них постоянно говорят на собраниях и классных часах».
Алиса ответила на четвертый вопрос следующим образом: «Может, нашему классу не хватает того, что нас бы объединяло, кроме уроков».
На последний вопрос Алиса ответила так: «Я, наверное, рассказала бы о том, что дружба – это нужно. Я и Ира дружим с первого класса и всегда друг другу помогаем».
Таким образом, в ходе беседы с лидером – Алисой М. было выяснено, что она воспринимает свой класс положительно, предает значимость общей деятельности одноклассников, воспринимает себя как члена класса.
Так же нам показалось необходимым провести беседу с теми, кто не набрал ни одного выбора. Ответы детей зафиксированы в таблице.
Таблица 1
Тип вопроса |
Типы ответов детей | ||
Юра К. |
Саша М. |
Андрей М. | |
1. Как ты думаешь, чтобы ответили одноклассники на вопрос « Дружно ли вы живете?» |
«Ну, наверное, ответили бы «да». |
«Дружно ли мы живем? Если честно, я не знаю, чтобы ответили одноклассники». |
«Конечно, нет». |
2.Как ты считаешь, дружный ли у вас класс? |
«Я считаю, не совсем. У нас есть дружные ребята, а есть злые. Но, я считаю, что класс дружный». |
«Я считаю, что класс у нас то дружный, то нет. Временами. Иногда они меня все бесят». |
«Если бы хотели, то были бы дружными, но не всем это нужно». |
3.Есть ли у вас кто-либо более популярный? Кто? Почему? |
«Да. Это Никита С.- он не зазнается, всегда помогает». |
«У нас нет популярных». |
«Мне кажется это Катя Р.- она умная, много читает. Всегда помогает, иногда и просить не надо». |
4.А ты хотел бы быть главным в классе? Да? Нет? Почему? |
«Главным? Нет, не хотел». (пояснения не дал) |
«Нет, я не хотел быть главным в классе. На нем всегда много ответственности» |
«Да, хотел, но мне кажется, я бы не справился с этой обязанностью». |
Как ты считаешь, тебя бы выбрали? |
«Не знаю…» |
«Может быть, но меня это мало волнует». |
«Трудно сказать, я же не знаю. Может, Максим…». |
Программа социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских
взаимоотношений в семье
Учитывая полученные данные на основании проведенных методик с детьми и родителями, нами были разработаны формы и методы социально педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоот ...
Родословная семьи - основа формирования семейной истории
Семья - самое драгоценное, что есть у человека. Все остальное, чем приходится заниматься, делается для того, чтобы сделать жизнь близких людей уютнее, комфортнее, радостнее. И так происходит из покол ...