В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Из-за чего при организации процесса обучения с ориентацией на зону ближайшего развития происходит ускорение развития? Из-за того, что специально создаются трудности в виде более сложных заданий или более быстрого продвижения в их усвоении, которые требуют дополнительных затрат интеллектуальной энергии, мобилизации воли, что позволяет пройти в развитии определенное расстояние быстрее.
Противоречия условно можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние противоречия:
противоречия между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
целенаправленность и планомерность образовательного процесса, и неупорядоченное влияние социальной среды;
нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе;
обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания, и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности;
новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученности ребенка;
коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями;
регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность воспитанника.
Внутренние противоречия - противоречия внутренней сферы личности:
знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированное соответствующих умений и привычек;
сформированный идеал личности и реальное поведение и др.
Понимание названных противоречий обусловливает необходимость в такой организации учебно-воспитательного процесса, чтобы у воспитанников в единстве шел процесс формирования сознания, поведения и воспитания чувств.
Авторитарная педагогика делает упор на сознание (но усвоение предлагаемых понятий, суждений и оценок не подлежит критике) и внешние формы поведения, основанные не столько на внутреннем убеждении, сколько на соблюдении внешних требований.
Такое воспитание не снимает противоречия, а порождает массу новых, не всегда разрешаемых в желаемом позитивном ключе, делает многие проблемы скрытыми, что только осложняет процесс формирования личности и коллектива.
Гуманистическая педагогика направлена на то, чтобы воспитанник не просто понимал и осмысливал всю получаемую информацию, но и пропускал ее через чувства, формированию которых уделяется специальное внимание. В поведении важны не только сами поступки, но и их мотивы и просоциальная направленность (направленность на других, на пользу многим).
Таким образом, целостный педагогический процесс - сложное педагогическое явление, понимание сущности которого поможет учителю осуществлять его организацию сознательно и в интересах личности воспитанника.
Преодоление функционализма и организация всего учебно-воспитательного процесса как целостности достигаются на основе концепции целостно-функционального подхода к нему. В школьной практике целостность образуется в результате тесной взаимосвязи и гармонического единства всех видов деятельности и воспитательных влияний. Ядром целостности педагогического процесса являются ведущие направления воспитания. К ним относятся, прежде всего, гражданское, духовно-ценностное и нравственное воспитание, которые объединяют вокруг себя все другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на детскую личность.
В результате полноценного использования педагогического потенциала отдельных конкретных педагогических подсистем, их взаимосвязи и взаимодействия между собой постепенно образуется целостный воспитательный процесс. Трудовое воспитание тесно переплетается с гражданским, духовно-ценностным, умственным, эстетическим, нравственным. Физическое воспитание взаимодействует с умственным, трудовым и эстетическим. Нравственное становится на твердую почву трудовых отношений, глубокого понимания подлинной человеческой красоты. Воспитание становится одновременно функциональным и целостным. Общая атмосфера целостной организации детской жизни и деятельности формирует у школьников такие системные качества личности, как коллективизм, патриотизм, стремление к гуманистическим идеалам, социальная активность, единство слова и дела, уважительность и требовательность, инициативность и дисциплинированность.
Технические средства автоматизированного рабочего места учителя
В современных условиях учитель не может работать с мелом и доской. Сегодня общепринято широкое использование различных технических устройств. Наиболее широко используются аудиовизуальные средства ото ...
Предпринимательская культура: истоки, сущность, классификация
Переход к инновационному росту неизбежно влечет за собой повышение удельного веса, значения и места сугубо предпринимательских мотиваций и типов поведения и личностей. Ведь предпринимательская культу ...