В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Один из первых выдвинул идею о привлекательном обучении и об учете интересов детей Ян Амос Коменский. В своей книге «Великая дидактика» он указал на то, что «методы обучения должны доставлять детям больше досуга, радости и прочего успеха, чтобы воспламенять жажду знания и пылкое усердие к учению». Хороший ученик, считал он, «будет сгорать от нетерпения учиться не боясь никаких трудов, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий, будет стремиться чему-нибудь научиться, подражая учителям и соревнуясь с товарищами» [60:23]. Эта прекрасная и удивительно точная трактовка Коменским роли интереса прошла через века, не утратив своей актуальности. О наличии интереса у учащихся к определенному виду деятельности на уроке музыки (в части слушания) свидетельствуют следующие признаки: активное включение в деятельность, жадное восприятие материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов.
На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются. При отсутствии же интереса - отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе же нужно усилие, чтобы отвлечь от интересующего вопроса.
Желание как можно дольше заниматься данной деятельностью, нежелание прекратить занятие, урок, также очень показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок.
К эмоциональным проявлениям детей, которые свидетельствуют о наличии интереса, по мнению Махмутова, относят:
эмоции удивления;
чувство ожидания нового;
чувство интеллектуальной радости;
чувство успеха.
Формированию интереса способствует показ учителя. Этому способствует выразительное исполнение им отрывков из музыкальных произведений, стихов, которые воодушевляют учащихся, создают то положительное эмоциональное переживание, «зацепившись» за которое можно воспитать подлинный интерес к предмету. Этой же цели служат историко-научные знания, рассказы интересных фактов из жизни творческих людей, из истории создания тех или иных произведений, посещение выставок, музеев, театров, концертов, особенно если в таком посещении участвуют любимые учителя, родные и близкие учащихся.
Активное использование исполнительской деятельности на инструменте также способствует появлению интереса на уроках музыки. Например: это может быть игра в ансамбле с учителем (четырехручие).
Во-первых, дети сами будут участвовать в процессе исполнения музыкального произведения на таком сложном и« недоступном» для них инструменте, каким является фортепиано.
Во-вторых, использование данного вида исполнительства во многом поможет в решении актуальной во все времена проблемы дисциплины (так как поучаствовать в нем изъявит желание примерно 30-50% класса, а примут непосредственное участие 3-4 человека). Параллельно с этими, решается еще и проблема формирования художественного вкуса младших школьников, так как репертуар, который использует учитель музыки, с одной стороны должен быть доступным в плане его осмысления и исполнения, а с другой, должен быть высокохудожественным.
Особое значение для формирования интереса имеет «ситуация успеха». Для ее организации необходимо помнить, что важно, каким трудом добыт успех. Слишком легкая работа хотя и приводит к успеху, но не дает настоящего удовлетворения она может скоро наскучить. Слишком трудная работа, приводя к неуспеху и отрицательным эмоциям, не способствует возникновению интереса. Трудное, но преодолимое делает работу увлекательной и радостной: в этом уже содержится залог будущего интереса к ней.
Какие методы можно применять при воспитании трудного
ребенка
Метод воспитания – способ реализации целей воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовос ...
Сущность процесса воспитания
Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросред ...