Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирование культуры восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Формирование культуры восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста

Огромная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит искусству, и в частности музыке. Она помогает лучше, глубже, шире познать жизнь, вызывает благородные возвышенные мысли, чувства. Еще со времен древней Греции музыка являлась неотъемлемой частью воспитания и обучения подрастающего поколения. Об этом пишут многие видные ученые, педагоги, музыканты. - «Музыка, - по словам Д.Шостаковича, - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека…»

Для того, чтобы музыка действительно сыграла свою роль в воспитании школьников, очень важно, во-первых, сформировать у них художественный вкус, научить ценить подлинные художественные произведения, и во-вторых, развить музыкальные способности детей, прежде всего - их слух и память.

В настоящее время происходит совершенствование преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе. Это вызвано следующими факторами.

Во-первых, устранением ряда информационного и музыкального материала на данном историческом этапе. Вследствие этого, возникла проблема замены репертуара.

Во-вторых, совершенствованием материально-технической базы; на уроке все чаще используются видео, компьютер. Однако этот процесс не везде активно происходит. Кроме того, молодежь имеет интерес к музыке, которая несет лишь развлекательную функцию. Возникает противоречие: дети не знают и не слушают музыку настоящую, серьезную, отдавая предпочтение «бытовой» музыке, лишенной художественной красоты и смысла. Это было подмечено еще Д. Кабалевским. В своей публикации он пишет: «Невозможно без крайней тревоги наблюдать, как среди молодежи огромное распространение получают всевозможные пошлые песенки, а интерес к серьезной классической и современной музыке ... ослабляется, как концерты эстрадных исполнителей, зачастую весьма легковесные и даже антихудожественные, привлекают нередко гораздо большую аудиторию, чем выступления лучших солистов, ансамблей и оркестров с первоклассным репертуаром.

Чтобы заинтересовать детей классической музыкой, педагогу необходимо взять инициативу в свои руки. Это предъявляет особые требования к педагогу. Важно, чтобы педагог был заинтересован в своей профессии и имел желание заниматься ею; любил детей; имел организаторские, конструктивные и коммуникабельные способности; владел педагогической диагностикой трудностей, обладал даром предвидения и прогнозирования результатов педагогического воздействия, имел педагогический такт и уважение к личности ученика; был требователен, настойчив, целеустремлен, уравновешен и выдержан.

Кроме того, учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом, иметь тонкий музыкальный слух. Умение читать с листа, импровизировать, во многом определяют успех его деятельности. Как и любой грамотный музыкант, учитель должен хорошо знать музыкальную литературу, историю музыки, уметь разбираться в особенностях и закономерностях музыкального языка.

Многое зависит от методов преподавания. Если педагог будет лишь выдавать информацию, не применяя проблемных ситуаций, не включая творческих заданий и игровых приемов, если он не будет заставлять думать, размышлять весь класс (хотя бы большую его часть), то уроки превратятся в «рутину». Естественно ни о каком восприятии, а также воспитании музыкальной культуры здесь не может быть и речи.

Таким образом проблема формирования культуры музыкального восприятия и на сегодняшний день остается актуальной.

Целью работы является определение и обоснование педагогических путей формирования и совершенствования культуры восприятия у младших школьников при постижении ими камерно-инструментальных образцов академической музыки.

Задачи:

Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, музыковедческую литературу по проблеме исследования.

Определить способы организации музыкальной деятельности детей на уроках в средней школе и в системе дополнительного музыкального образования.

Выявить роль академических жанров в учебных программах общеобразовательных и музыкальных школ.

Разработать методические рекомендации по активизации восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - процесс формирования культуры восприятия академической музыки у младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования интереса младших школьников к восприятию академической камерно инструментальной музыки.

Гипотеза - Мы предполагаем, что процесс формирования культуры восприятия академической музыки наиболее оптимален при условиях включения в образовательный процесс музыкальных произведений с ярко выраженной картинно-изобразительной направленностью, что содействует активизации ассоциативного мышления младших школьников на уроках музыки.

В работе использованы следующие методы исследования:

анализ методической, педагогической, психологической, музыковедческой литературы;

анкетирование, опрос;

анализ результатов;

метод сравнения музыкальных образцов, принадлежащих к одному или различным жанрам классической музыки;

метод создания проблемно-поисковых ситуаций в распознавании музыкально-художественного образа.

Методологической основой исследования явились концепции Б.М. Теплова о психологии музыкальных способностей, Е.В. Назайкинского о психологии музыкального восприятия, Д. Кабалевского о формах и приемах активизации музыкального восприятия школьников, Б.В. Асафьева" о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки, Ф.Г. Махмутова об организации проблемного обучения в школе, О.П. Радыновой о формировании музыкально - эстетического сознания школьников; исследования отечественных педагогов - музыкантов по проблемам музыкального воспитания и образования Алиева Ю.Б., Черноиваненко Н.М., Ригиной Р.С., Охитиной Л.Т.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении мы раскрываем цель, задачи и методы исследования. В теоретической части раскрываются понятия «музыкальная культура» и средства ее формирования. В практической части предлагаются методические рекомендации, направленные на формирование культуры восприятия академической музыки в начальной школе.

В заключении идет обобщение всего материала дипломной работы.

Нюансы образования:

Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста
Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по оп ...

Длительность звука и чувство ритма
Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки. Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее составляющие, будут одинаковы по ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru