В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В исследовательской практике накоплено достаточное количество различных методик, замеров по различным «параметрам» музыкального развития, навыки восприятия академической музыки, уровень творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности. Но развитость, продвинутость в разных сторонах постижения музыки все же в сумме не составляют музыкальной культуры. Поэтому компоненты музыкальной культуры должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней. Они так же не могут быть независимы, а только взаимосвязанными, т.е. сами исходить из общего обоснования, выражать некоторое генетическое отношение музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и самого процесса ее формирования.
Нами было проведено педагогическое наблюдение уроков музыки в начальной школе, целью которого было выявление общего уровня музыкальной культуры, способности (желания) детей творчески подходить к решению поставленных педагогом задач, их отношение к академическому искусству в целом.
Нами были определены следующие уровни сформированности музыкальной культуры:
Низкий уровень (нежелание слушать академические произведения, неумение описать содержание музыки, определить характер ее звучания, средства музыкальной выразительности, использованные композитором, невладение терминологией, ограниченный словарный запас, эмоциональная невыразительность;
Средний уровень (неустойчивый интерес к академической музыке, оперирование несколькими терминами, ограниченный либо не совсем точный подбор слов к описанию музыкального образа, знание нескольких композиторов и их произведений, отзывчивость только на однородный музыкальный образ);
Высокий (желание слушать музыку, оперирование музыкальной терминологией, названиями произведений. В отношении музыкальной грамотности: умение определить количество частей в произведении, умение точно подобрать соответствующие музыке эпитеты. Словарный запас значительно богаче, при восприятии и описании произведений часто возникают яркие ассоциации из жизни).
Определение уровня проводилось при помощи анкетирования и беседы, цель которых – изучение потребностей, заинтересованности в живом исполнении учителя.
Результаты опроса и анкетирования показали: в основном дети приобщаются к камерно-инструментальной музыке непосредственно на уроках музыки в школе. В повседневной же жизни их окружает современная популярная музыка. Вследствие небольшого слушательского опыта дети затруднялись перечислить фортепианные произведения (вопрос №1) и композиторов (вопрос №7). Но нельзя не отметить тот факт, что некоторые дети назвали произведения даже из репертуара детского сада. Например, Ксения Ч. назвала произведения из «детского альбома» П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и «Болезнь куклы». А те ребята, которые посещают детскую музыкальную школу или студии называют плюс ко всему те произведения, которые либо исполняют, либо исполняли ранее. Аналогичные результаты и в третьем классе.
Несмотря на тот факт, что дети приобщаются к музыке уже третий год, они очень мало смогли перечислить произведений академической музыки.
Так же не удивило и то, что словарный запас (лексикон) оказался достаточно ограниченным. Например, при попытке охарактеризовать произведение П. Чайковского «Осенняя песня» (из цикла «Времена года») Юля П. подобрала следующие эпитеты: «Музыка не громкая, не звонкая, не быстрая, не радостная». Остальные же школьники называли вообще одно-два слова, чаще всего «грустная», «медленная». В целом, при попытке описания произведения, у школьников наблюдается общая тенденция: дети в основном оперируют двумя-тремя понятиями. Чаще всего это: грустная - веселая, медленная - быстрая.
Хотелось бы отметить - тот факт, что на вопрос: «Как ты предпочитаешь слушать музыку», почти все дети обоих классов ответили: «В «живом» исполнении». При этом некоторые дети обосновали свой ответ весьма неожиданно: они удивлялись, как это учитель быстро нажимает на разные клавиши, что получается музыка. Но как показывает практика, все реже учителя музыки используют в своей работе живое звучание (собственное исполнение), при современном этапе научно- технического прогресса гораздо проще, включить видео- либо аудиозапись. На основе наблюдений можно сделать вывод, что во время исполнения музыки учителем в классе воцарилась такая напряженная тишина и обстановка, которую невозможно достичь во время прослушивания записи. Это, несомненно, является воспитывающим фактором во многих отношениях. Во-первых, воспитывается музыкальный вкус, во-вторых, волевые качества, т.к. произведение необходимо дослушать до конца и выполнить задачи поставленные учителем.
Анализ произведений
"Как черта выставить дураком" - это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и творчества. "Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего со ...
Взаимодействие нитрат-иона с фауной и флорой
Нитрат-ион – неотъемлемая часть круговорота азота в природе. В обычных условиях и в разбавленных растворах устойчив, слабо проявляет окислительные свойства, не осаждает катионы металлов, тем самым сп ...