В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В современной литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению».
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать, исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.
Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание-восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а так же интерес и музыкальный вкус.
Таким образом, основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию музыкального вкуса.
Музыкальное восприятие характеризуется определенными свойствами. Некоторые из них специфичны именно для музыкального восприятия (эмоциональность, образность), другие являются общими для всех видов восприятия (целостность, осмысленность, избирательность). Свойства музыкального восприятия в настоящее время еще только исследуются как теоретически, так и экспериментально. Судить о них можно опираясь на высказывания музыкантов теоретиков, педагогов и на наблюдения за конкретными проявлениями этих свойств при восприятии музыки.
Эстетическая эмоциональность, понимается как переживание красоты художественного музыкального образа, чувств и мыслей, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально, вне эмоций оно не мыслимо. В то же время эмоциональное восприятие может и не быть эстетическим. Слушая музыку, человек может просто «заражаться» ее настроением, радоваться или грустить. Лишь постепенно, в результате приобретения опыта общения с музыкой и специальных знаний, он начинает выделять эстетическую сторону в музыкальном произведении, замечать и осознавать красоту музыки.
Иногда эстетическое переживание бывает настолько сильным и ярким, что человек при этом испытывает чувство счастья. «Это чувство - по определению композитора Д. Шостаковича, - возникает от того, что в человеке под воздействием музыки пробуждаются до сих пор дремавшие силы души и он познает их».
Целостность также является характерным свойством музыкального восприятия. Человек воспринимает музыкальное произведение прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра. Воспринимаемый музыкальный образ есть сложное единство разнообразных средств музыкальной выразительности, творчески использованных композитором для передачи определенного содержания. Художественный музыкальный образ всегда воспринимается человеком целостно, но с разной степенью полноты и дифференцированности, в зависимости от уровня развития восприятия каждого.
«Понятие целостности музыкального восприятия не адекватно понятию его полноты дифференцированности. Естественно, что слушатель малоподготовленный не может адекватно воспринять всю систему средств, создающую музыкальный образ, как это способен сделать музыкант-профессионал. Тем не менее он воспринимает в произведении его целостный образ - настроение, характер произведения».
Осмысленность. Психологи утверждают, что восприятие не возможно без участия мышления, без осознания и понимания того, что воспринимается. В.Н. Шацкая пишет, что «под основным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идеи, характера переживания и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ».
О необходимости осознания эмоционально-смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили в прошлом прогрессивные русские музыканты. Н.А. Римский-Корсаков считал, что любовь к музыке бывает разная. Есть любовь «без понимания», которую он называл «щекотанием слуха», любовью «низменной, стихийной». И есть любовь «возвышенная и понимающая», которая подразумевает оценку выразительных средств музыки: ритма, мелодии, гармонии, тембров и оттенков.
Рекомендации по организации работы с детьми и родителями
Одним из самых эффективных средств воспитания оказывается непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками, реализуемые в празднично- игровой, театрализованной, речевой и других в ...
Воспитание жизнеспособности школьников
В толковом словаре русского языка слово "жизнеспособный" трактуется в двух основных планах: 1) биологическом — обладающий способностью быть живым, сохранять жизнь; 2) социальном — способный ...