В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Тезис о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки имеет место и в трудах советских учёных. Один из первых его сформулировал Б.В. Асафьев. «Музыку слушают многие, - писал он, - а слышат немногие, в особенности инструментальную . Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение». Единство эмоционального и сознательного в восприятии и исполнении музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики.
Важную роль в восприятии музыки играет логическое, мышление. Все его операции (анализ, синтез как основы мыслительногого процесса) и формы (суждение, умозаключение) направлены на восприятие музыкального образа и средств музыкальной выразительности. Без него процесс музыкального восприятия не мог бы состояться.
Одной из наиболее важных для восприятия музыки операций мышления является сравнение. Согласно концепции Б.В. Асафьева, в основе восприятия, «становления» музыки лежит именно процесс сравнивания, например, интонаций предшествующего и последующего звучаний в одном произведении, повторяющихся комплексов созвучий в разных произведениях.
Существенное значение имеют операции классификации, обобщения, которые помогают отнести музыкальное произведение к определенному жанру или стилю, что, в свою очередь, значительно облегчает его восприятие. Формы мышления - суждение и умозаключение - лежат в основе оценки конкретных музыкальных произведений, всего процесса художественного воспитания и музыкальной культуры в целом.
Избирательность восприятия проявляется в умении уловить выразительность интонаций и проследить за развитием мелодий, музыкальных тем. Об избирательности музыкального восприятия можно говорить и в более широком плане - как о предпочтении того или иного музыкального стиля, жанра, тех или иных музыкальных произведений. В этом случае избирательность восприятия можно просматривать как основу формирования художественного вкуса.
Избирательность как свойство музыкального восприятия, в частности, у детей, изучена еще мало. Массовые педагогические наблюдения и опросы свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают «легкую» музыку музыке «серьезной». Но научно это явление не объяснено. Не ясно, почему одни произведения детям нравятся и им доступны, а другие они отвергают как скучные и непонятные.
Это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение - это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня общего и музыкального развития.
Подводя итог анализа процесса восприятия, стоит отметить, что на необходимость развития восприятия неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работающие с детской аудиторией. Б. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности. По убеждению Б. Яворского, важным условием развития умения мыслить является непосредственное эмоциональное восприятие.
Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Б.В. Асафьев определил сравнение каждого звучащего момента с предшествующим как характерную черту музыкального восприятия. Он резко выступал против трактовки восприятия только как «созерцательного акта». В связи с этим он сформулировал главную задачу педагога: «Уметь возбуждать и дисциплинировать внимание, направляя его на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения: на диалектически развивающийся ход его в сложных формах и наиболее простые контрастные сопоставления и периодические чередования в формах несложных . воспитать дремлющий инстинкт формы». В этом плане Б.В. Асафьев предлагал ряд теперь уже общепризнанных педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения (а не теоретического анализа) с понятиями «о творчестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». Через них - «внедрение в сознание» основных музыкальных форм. При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную и ясную детям.
Современный музыковед М.П. Тараканов считает, что в первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего его в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается». Иначе говоря, анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе с тем Б.М. Теплов писал, что одна труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения при все возрастающей сознательности.
Средства танцевальной аэробики, способствующие развитию
творческой активности школьников 7-9 лет
Рассматривая средства танцевальной аэробики как способствующие развитию творческой активности детей 7-9 лет, мы должны указать на следующие ее возможности. Танцевальная аэробика соответствует анатомо ...
Психология профессионального самоопределения учащихся на уроках технологии
в рамках предпрофильной подготовки
"3нание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет или же знаем, где найти о нем сведения". Б. Франклин 2. Актуальность и перспективность опыта. "Нужно иметь в голове великое множество р ...