В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для этого делается акцент на некоторые приемы на всех этапах организации и проведения коллективной творческой деятельности.
Например:
Постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «зачем это надо – нам, тебе, мне?»: «помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?”:
Право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких нет;
Подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
Подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятых;
Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
Максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;
Акцент на добровольность участия во всех делах;
Публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело;
При анализе коллективной творческой деятельности: постановка вопросов типа «что дало тебе участие в деле?», «какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «кому бы ты хотел сказать «спасибо»?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.
Таким образом, в современных условиях коллективная творческая деятельность выполняет две задачи:
1. Развивает отношения в коллективе;
2. Позволяет педагогу помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.
Важной формой работы педагога с группой детей является классное собрание, где дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса. Главная функция классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание распределяет поручения, избирает представителей в органы ученического коллектива.
Классное собрание может быть посвящено одной проблеме, но возможно и обсуждение ряда организационных вопросов. Тематика классных собраний подсказывается проблемами, возникающими в коллективе. Важно, чтобы в планировании собраний участвовали сами ученики и под руководством классного руководителя.
Классное собрание – это форма работы ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав.
Успешным приемом коллективного обсуждения вопросов, также как и при проведении коллективной деятельности, является работа в микрогруппах.
Предварительное обсуждение вопросов в малых группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться, завязать разговор и подойти к неформальному коллективному решению.
Педагогу необходимо учить детей демократическому порядку проведения собрания: умению слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективные решения, подчиняться воле большинства.
Организовать групповую деятельность намного легче, чем индивидуально. Но это видимая простота. Прежде всего, следует отметить такое явление, как психологическое заражение и заряжение. Дети в группе эмоционально влияют друг на друга: деятельность одного становится деятельностью другого. И при этом каждый обретает дополнительный энергетический заряд, проявляя такую же активность, как его приятели.
Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ
№75 города Ангарска
Проблемы, с которыми сталкиваются Муниципальные Дошкольные Образовательные Учреждения, остаются актуальными, и очень многие из них не решены. На их реализацию необходимо затратить огромное количество ...
Методологические основы развития зрительного о восприятия у младших
школьников средствами предмета окружающий мир
Проблема зрительного восприятия у младших школьников, как показал теоретический анализ литературы, заключается в том, что зрительное восприятие предусматривает требование научно обоснованной программ ...