В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности, родившаяся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее –известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, Т.С. Шацкого. Главные черты этой методики: совместно – разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Наилучшим образом технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике коллективной творческой деятельности. Первый и главный признак этой методики – коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация проведения, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как: поручение на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей детей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности.
Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей внеурочной и урочной деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел. Например, в интеллектуально-познавательной деятельности – «поле чудес». В трудовой деятельности – турнир умельцев, трудовые десанты и.д. В художественно–творческой - конкурс поделок из природного материала, конкурс актерского мастерства. В деятельности свободного общения – разговора «при свечах», жизнь на «необитаемом острове», «путешествие к центру «Я» и т.п.
Важным условием успешности воспитывающей деятельности является ее творческий характер, т.е. «нестандартный», «оригинальный», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых и духовных ценностей, к самоактуализации и самореализации личности. Значит, для организации этой деятельности как педагогу, так и детям необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи.
Можно творчески разнообразить любое педагогическое действие: необычно расставить в классе парты, провести генеральную уборку, с выдумкой оформить класс к Новому году, разделиться на группы для выполнения заданий. Тогда получится нескучно, весело для детей и очень просто даже для педагогов.
Таким образом, даже самое не интересное и скучное дело приобретет в глазах детей значимость, ценность и будет выполняться с охотой.
Веянием времени, когда акцент на гуманистические основы воспитания привел к смене парадигмы воспитания, стало и переосмысление методики коллективной формы работы. Суть этого переосмысления – в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, «ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела». В такой логике коллективное дело рассматривается как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника».
Этапы обучения конструированию
При обучении школьников конструированию учитель объясняет им сущность и потребность данного процесса, его роль в сфере производства, народного хозяйства. Учитель показывает учащимся различные виды те ...
Социально-педагогическая поддержка неполной семьи
Образовательное учреждение было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Работа с родит ...