В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.
Планируя занятия, мы выбираем для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику изостудии.
Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на занятиях в изостудии, или наоборот.
Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки – клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы – лепят, рисуют и т.д.
Учитывая особенность темы занятия могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.
При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В нашем детском саду есть изостудия и все занятия по изодеятельности проводятся в ней. Так как работа с детьми ведется по программе «Детство» в каждой возрастной группе по художественной деятельности проводится не более двух занятий. В младшей и средней группах в изостудии проводятся занятия только по рисованию. В старших группах охватывает все виды изодеятельности: лепка, аппликация, рисование.
Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Все занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.
Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю проводится кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества.
Например, нами был разработан годовой план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством на занятиях. В течение года можно знакомить с несколькими видами народного творчества.
В программе «Детство» предлагается знакомство с Дымковским декоративно-прикладным творчеством, жостовским, городецким и хохломским, каргопольское.
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа | |
I кв. |
Декоративное рисование |
Каргопольское народное творчество и дымка |
Декоративное творческое рис., дымка |
II кв. |
Декоративное творческое рисование |
Гжельское и городецкое декоративно-прикладное творчество |
Гжель |
III кв. |
Дымковское народное творчество |
Декоративное творческое рисование |
Хохлома |
Развитие универсальных учебных действий
Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускорен ...
Средства и методы формирования культуры восприятия академической музыки у
младших школьников
Один из первых выдвинул идею о привлекательном обучении и об учете интересов детей Ян Амос Коменский. В своей книге «Великая дидактика» он указал на то, что «методы обучения должны доставлять детям б ...