В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
"В настоящее время вновь меняется ведущая образовательная идея - приходит развивающий тип обучения… Согласно парадигме развивающего обучения образование должно способствовать становлению развивающего образа жизни человека, строиться на диагностике развития личности (а не на диагностике отбора и селекции, как сейчас), перейти от воспитания культуры полезности к воспитанию культуры человеческого достоинства. Педагогический процесс очень сильно зависит от того, в рамках какой парадигмы он простраивается". "Развивающее обучение - это еще один шаг в создании природосообразного, естественного, ненасильственного образования. Это обучение, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Развивающее обучение простраивается на субъективации позиции учащегося. На таком уровне он думает, размышляет, догадывается, сопоставляет, а главное - много самопланирует, самоконтролирует, самооценивает, саморегулирует свою учебную деятельность. Развивающее обучение во многом является личностно-ориентированным обучением".
В практике образования принцип природосообразности реализуется в классическом виде как учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе педагогического процесса. В рамках парадигмы развивающего обучения данный принцип будет ориентировать построение всего педагогического процесса на закономерностях развития человека.
Вполне обоснованным является суждение, что человек должен не просто изменяться, а развиваться в физкультурном пространстве. Поэтому в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь идея развития должна занять центральное место. Этот тезис подтверждает концепция физического воспитания (ФВ), центральной идеей которой "является переориентация ФВ детей дошкольного возраста, учащихся и студентов с нормативно-тренировочной направленности на общее физкультурное образование, оздоровление, гармоничное физическое и духовное развитие личности, формирование здорового образа жизни средствами ФК". Л.И. Лубышева считает, что "не умаляя важности организационных изменений и совершенствования теоретических и методических сторон физического воспитания, необходимо все же отметить, что перестройка этого процесса может быть результативной, если преобразования затронут его содержательную сущность и будут базироваться на идее развития личности, активного использования деятельностного подхода к образованию и воспитанию студентов, их самоопределения в творческом овладении способами физкультурно-спортивной деятельности".
Как указывалось выше, предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Таким образом, сущность человека и закономерности его развития будут служить основанием для выведения целей и средств обучения и воспитания (в том числе и физкультурного).
К настоящему времени понятийный аппарат теории ФК сформирован на основе естественно научного подхода. Основные понятия хорошо освещены в учебниках Л.П. Матвеева, Б.А. Ашмарина, А.А. Гужаловского, Ж.К. Холодова. Однако в последнее время в теории ФК стали появляться новые понятия. К ним можно отнести: "физическая культура личности" (Н.Н. Визитей), "физкультурное образование", "физкультурная деятельность" (В.В. Приходько), "физкультурное воспитание" (Л.И. Лубышева), "субъект физкультурной деятельности" (М.Я. Виленский), "физкультурное мышление", "физкультурное знание", "физкультурное сознание", "физкультурное развитие" (М.Г. Кошман, Ю.В. Вераксич) и т.д. Все это говорит о том, что начинает формироваться понятийная система деятельностной, мыследеятельностной физической культуры. В этой системе одним из важнейших выступает понятие "физкультурное развитие". Его значимость определяется тем, что идея развития должна занять центральное место в физкультурном пространстве. Сущность понятия "физическое развитие" заключается в естественном механизме роста, изменения, эволюции телесности. Понятие же "физкультурное развитие" предполагает искусственное (деятельностное, мыследеятельностное) развитие человека в физкультурном пространстве по индивидуальной траектории. При этом человек должен развиваться целостно, системно и на основе реализации его ипостасей (биологической, психологической, социальной, культурной, духовной, деятельностной, мыследеятельностной, коммуникативной).
Закономерности процесса обучения
Дидактика как наука имеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих закон ...
Каждое дитя одарено богато ко всему, ко всякой
деятельности
Существенный недостаток рассматриваемой теории - отрицание наследственности, весьма могущественного фактора, разносторонне влияющего на всю природу человека, физическую и духовную, нормальную и болез ...