В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Рассмотрим принципы отбора и конкретные требования, предъявляемые к историко-научному материалу.
Среди принципов отбора историко-научного материала для включения в содержание образования Л.Я. Зорина называет следующие:
создание мотивации к познанию. Историко-научный материал привлекается для создания учащихся мотивации, убежденности в необходимости новых знаний;
формирование научного мировоззрения. Историко-научный материал привлекается, чтобы убедить учащихся в познаваемости мира; показать эволюцию идей и понятий, проходящих через всю науку;
- раскрыть кризисные ситуации в науке, показать, как они возникают, как, преодолеваются;
формирование научного мышления в процессе обучения. Историко-научный материал необходим, чтобы проиллюстрировать новый этап, в научном мышлении, связанный с введением нового метода исследования, нового метода рассуждений, познакомить учащихся с историей так называемых случайных открытий, историей несостоявшихся открытий; дать представления об общих исканиях, стремлениях, и в особенности, заблуждениях, через которые человеку нужно пройти по пути к истине;
формирование творческого мышления в процессе обучения. Историко-научный материал помогает раскрыть, истолковать возникновения научных проблем, внесших коренные изменения в дальнейшее развитие мира науки, ход решения проблемы, метода решения проблемы;
формирование нравственных качеств учащихся. Историко-научный материал помогает раскрыть учащимся необходимые качества творческой личности.
Рассмотрим конкретные правила отбора историко-научного материала для использование его в процессе обучения. Выделяются следующие требования:
Органическое включение историко-научного материал в курс математики, т.е. историко-научный материал привлекается в зависимости от цели и содержания изучаемого вопроса, требующего использования исторических сведений;
Целенаправленность в изложении историко-научного материала в курсе математики, его использование отвечать целям и интересам успешного изучения учебного материала. Иначе говоря, исторические сведения не должны быть использованы сами по себе, а должны подчиняться учебной функции, которая служит доминантой в процессе обучения.
Доступность в изложении историко-научного материала в курсе математики. При сообщении историко-научного материала надо помнить, что общее отвлеченное дается всегда труднее, чем частное и наглядное, и вводить это общее и отвлеченное лишь постепенно, осторожно, не обременяя учащихся непосильным материалом.
Эмоциональность в изложении историко-научного материала в математике. Эмоциональное изложение позволит стимулировать познавательную деятельность школьника.
Приведем примерное планирование исторического материала.
Тематическое планирование По учебнику А.Г. Мордковича
Глава1. Тригонометрические функции (28 часов)
Название параграфа |
Исторически материал |
Литература |
Введение (длина дуги окружности). (1ч) |
О происхождении тригонометрии; Предпосылки возникновения науки; Что означает слово тригонометрия; Тригонометрия как часть астрономии. |
Рыбников А.А. «История математики» Учебник – М.Изд-во МГУ,1994 История математики с древнейших времен до начала 19 столетия. В трех томах. Под редакцией А.П. Юшкевича Изд-во «Наука»1970 «Энциклопедия для детей, том 11- математика» Изд-во «Аванта плюс»М.1998 |
Числовая окружность. (2ч) | ||
Числовая окружность на координатной плоскости. (2ч) | ||
Синус и косинус. (3ч) |
Появление терминов синус и косинус; Тригонометрические функции в Индии. |
Г.И. Глейзер «История математики в школе». Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1982 РыбниковА.А. «История математики» Учебник-М.,Изд-во МГУ,1994 |
Тангенс и котангенс. (1ч) |
Тень и рождение тангенса, Учения о солнечных часах. |
1. Г.И. Глейзер «История математики в школе». Пососбие для учителей.-М.:Просвещение,1982 |
Тригонометрические функции числового аргумента. (2ч) | ||
Тригонометрические функции углового аргумента. (2ч) | ||
Формулы приведения. (2ч) |
Кто установи формулы приведения. |
«История неевклидовой геометрии. Развитие понятий о геометрическом пространстве» Розенфельд Б.А.,М., «Наука»,1976 Г.И.Глейзер «История математики в школе».Пособие для учителей-М.:Просвещение,1982 |
Функция y=sin x, ее свойства и график. (2ч) |
Первый график появившийся в печати, Леонард Эйлер. Современный вид тригонометрии. |
«История неевклидовой геометрии. Развитие понятия о геометрическом пространстве». Розенфельд Б.А. М., «Наука»,1976 |
Функция y=cos x, ее свойства и график. (2ч) | ||
Периодичность функции y= cos x, y = sin x. (1ч) |
Джон Валлис, первые доказательства периодичности |
1.Г.И.Глеизер «История математики в школе». Пособие для учителей-М.: Просвещении е,1982 |
Как построить график функции y=mf(x),если известен график функции y=f(x). (1ч) | ||
Как построить график функции y=f(kx), если известен график функции y=f(x). (2x) | ||
График гармонического колебания. (1ч) | ||
Функции y=tgx, y=ctgx, их свойства и графики. (2ч) |
Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением зрения
Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. В процессе восприятия ребенок пост ...
Методы исследования профессиональных качеств у будущих учителей технологии
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития профессиональных качеств будущих учителей технологии в образовательном процессе, в творческом коллективе «Т ...