В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В пять- шесть лет ребенок при благоприятных условиях развития и воспитания различает слова- понятия: овощи- фрукты, грибы- ягоды, одежда-обувь, мебель- посуда, звери- птицы- рыбы и т.д.; соотносит ряд слов с общим понятием; выделяет и убирает лишнюю картинку из ряда других. Например, дошкольник справляется с заданиями следующих типов.
Выделение фруктов из ряда овощей, схожих по геометрической форме:
-огурец, помидор, яблоко, картофель;
-свекла, груша, репа, редька,
-морковь, огурец, редис, банан.
2. Выделение диких животных из ряда домашних животных:
-корова, лошадь, лось, овца;
-свинья, собака, волк, кошка;
-медведь, коза, корова, овца.
3. Выделение учебных вещей из ряда игрушек:
-кукла, грузовик, тетрадь, мяч;
-пенал, мишка, пирамидка, кубики;
-зайчик, гномик, портфель, машинка.
Дошкольник, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ. Усвоение языка зависит от активности самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в умении образовывать и изменять слова, подбирать нужные слова- ассоциации и рифмы. Например, ребенку дают задание – закончить стихотворение, используя подходящие по смыслу слова:
Не поедет без бензина
Наша быстрая……(машина).
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала……… (шишки).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе….(живот).
К концу шестого года ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки, отчётливо и ясно произносит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас. Его высказывания становятся содержательней, выразительней и точней.
Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при обобщении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает, бедна, потому, что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
К моменту начала обучения в подготовительной группе большинство детей
Достигает самого высокого- 3-го уровня речевого развития. Словарь дошкольников, имеющих этот уровень речевого развития, составляет примерно 1,5-2 тысячи слов и наряду с преобладающим количеством существительных содержит достаточное для общения число обиходных глаголов и общеупотребительных прилагательных .
Относительно большой словарный запас дошкольников 5-6 лет можно объяснить их возрастом, продолжительной коррекционной работой, а также своеобразием соотношения лексических и грамматических элементов в речи детей при аномальном ее развитии.
По предложению Н.С. Жуковой, лексическая основа воспринимаемых и употребляемых детьми слов выступает для них как яркий постоянный раздражитель, связанный с конкретным предметом, действием и пр., в то время префиксы, суффиксы, окончания (то есть то, что составляет основу грамматического оформления речи), являясь меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляют собой физиологически более слабый раздражитель, который значительно хуже воспринимается детьми с речевым недоразвитием.
Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего
возраста
В раннем детстве речевое воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении с взрослыми, сверстниками. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общение ...
Стилистическое использование антонимов
Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях. Например. Д ...