Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР

Педагогика и воспитание » Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР

Воспитание правильной речи у детей является одной из основных проблем логопедии.

Изучение развития речи в норме проводилось многими отечественными и зарубежными исследователями: А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева, М. Зееман и др.

Было выявлено, что в ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний.

В процессе общего и речевого развития словарь ребёнка не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребёнок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых слов.

По данным А.Н. Гвоздева, к 3-3,5 годам в словаре детей представлены все части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, числительные, служебные части речи – предлоги, союзы, частицы и междометия.

К 5 годам ребёнок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии. В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено расширением связей с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых и их общением с ребёнком. Также развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой воспитывается ребёнок. Возрастные нормативы словарного запаса детей одного и того же возраста колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается в процессе общения. В процессе развития лексики происходит и уточнение значения слова.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребёнка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах.

Однако в ряде случаев у некоторых детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте происходит задержка формирования всех компонентов речевой системы. Такая форма патологии речи определяется как «общее недоразвитие речи».

«При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.»

Бедность словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, является одним из симптомов общего недоразвития речи, от успешного устранения которого напрямую зависит успешность коррекционной работы по преодоления ОНР.

«Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря».

Как показывают исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с ОНР не имеет резкого отличия от нормы, но при этом отмечается длительное отсутствие речевого подражания новым словам, укорочение слова.

Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с ОНР пассивный словарный запас значительно преобладает над активным. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц. Отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов очень мало. Ограничено употребление прилагательных. У детей с ОНР нет правильной группировки слов, выявляются функциональные замещения с расширением значений слов. Таким образом, спонтанное речевое развитие ребёнка с ОНР протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными.

Актуальность темы.

Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Скудность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с ОНР с другими людьми. Может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний.

Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев).

Полноценно сформированная устная речь является одним из показателей готовности к обучению в школе и составляет необходимое условие для успешного обучения. Для усвоения современной программы начальных классов школы, содержание которых отличается повышенным научно-теоретическим уровнем, необходим высокий уровень речевого развития, в том числе словарного запаса. Недостаточный уровень развития лексической сферы, низкая способность к словообразованию и словоизменению оказывают отрицательное влияние на усвоения чтения и письма. Возникают трудности семантического и морфологического анализа слов, осознание обобщённого значения морфем в словах, трудности выделения в речи устойчивых элементов (корень, приставка, суффикс).

Поэтому становится понятным пристальное внимание исследователей к проблеме формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи, совершенствованию коррекционно-развивающей работы.

Цель настоящей работы.

Раскрытие общих закономерностей и прикладных аспектов развития речи у детей с ОНР в разрезе развития лексического строя.

Выявление особенностей формирования лексического строя у детей дошкольного возраста с ОНР.

Задачи исследования:

- изучить литературные источники и рассмотреть лексику с точки зрения лингвистики и психолингвистики;

- проанализировать литературные данные, касающиеся развития лексики в условиях нормального речевого развития и при ОНР;

- выявить особенности лексики у детей на разных уровнях ОНР;

- проанализировать различные методики обследования лексического строя речи у дошкольников с ОНР;

- изучить специфику формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.

лексика речь недоразвитие ребенок

Нюансы образования:

Принципы обучения
Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения. Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руко ...

Развитие профессионально-значимых качеств учителя-технолога
В условиях ускорения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выхо ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru