Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики

Педагогика и воспитание » Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР » Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики

Страница 2

Оба эти фактора находятся в самой тесной связи с социальной и культурной средой, окружающей ребенка. Очевидно, что величина словарного запаса детей одного и того же возраста сильно варьируется от уровня общего развития семьи.

Замечено, что период конца первого- начала второго года жизни отмечен усилением влияния словесного раздражителя. Вначале процесс такого реагирования протекает без дифференциации отдельных слов – реакция возникает на весь комплекс в целом. Здесь имеют место ориентировочный рефлекс (поворот головы, фиксация взгляда) и подражательность (попытки многократного повторения нового слова, проявляющиеся в виде гуления, лепета, произнесения фрагментов слов). Такие «слова» грамматически никак не оформлены.

В возрасте 1,5-2 года «слова» начинают комбинироваться во «фразы» и «предложения». Словарь в этот период достигает величины порядка 300 слов и продолжает формироваться уже на активной основе: условно-рефлекторное усвоение новых слов постепенно замещается осознанным интересом к окружающему миру.

Развитие процесса интеграции отдельных слов в ткань речи происходит от овладения денотативным компонентом через концептуальный этап к контекстуальному значению слов. Слово постепенно перестаёт быть «изолированной» единицей: на него оказывает влияние его речевое окружение – слова-соседи, синтаксис, интонации. Например, дошкольники с трудом понимают идиоматические обороты, афоризмы, метафоры.

Кроме речевого окружения на отдельное слово всё большее влияние оказывает «дальнее окружение» - действительность в целом, вся жизненная ситуация. Развитие такой связи есть один из основных процессов развития речи в онтогенезе.

Предпосылками к появлению абстрактного мышления служит процесс перехода от «прямой референции», (т.е. совершенной конкретизации слова через обозначаемый предмет) к «сдвинутой референции», или «сверхгенерализации». Последнее имеет смысл обобщения, применения слова не к отдельному единичному предмету, а к целому классу вещей, ассоциативно связанных с называемым предметом.

По мере развития лексикона явление «сдвинутой референции» постепенно сворачивается, поскольку новые слова уточняют значение обозначаемых предметов.

Постепенно, как отмечал Л.С. Выготский, система связей слова обогащается, развивая и дополняя смысловые значения ещё и системными.

Системные значения проявляются именно в широком контекстуальном толковании, в связи слова с реалиями.

В старшем дошкольном возрасте, как правило, уже сформировано ядро лексикона, обычно не меняющееся в дальнейшем на протяжении всей жизни. Кроме этого, усвоены все основные модели родного языка.

В возрасте 5-8 лет происходит активное формирование вербальных ассоциаций, среди которых можно выделить:

Синтагматические ассоциации: слово-стимул вызывает слово-реакцию, вместе образующие согласованное словосочетание (желтый – цветок, дерево – растёт).

Парадигматические ассоциации: слово-стимул вызывает слово-реакцию, отличающиеся не более чем одним дифференциальным признаком (дерево - береза, посуда - чашка). Такие ассоциации могут строиться по принципам:

синонимическому (смелость – храбрость),

антонимическому (хороший – плохой),

отношения подобия (желтый – красный)

отношения «целое-часть» (дерево – ветка).

Тематические ассоциации, подобно парадигматическим, относятся к смысловым реакциям и характеризуют отношения одного семантического поля. В случае таких ассоциаций слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантической стороне значения слова, то тематические ассоциации отражают прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру.

У детей 6-8 лет наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:

а) отношения объекта и места его нахождения (собака – конура, посуда – шкаф);

б) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (яблоко – откусить);

в) причинно-следственные отношения (смелость – победа);

г) ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (хлеб – нож);

д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (трава – зеленая);

е) отношения образа действия и предмета (весело – праздник, высоко – дерево).

Постепенно, к подростковому возрасту у человека формируется система понятий, что является логическим развитием абстрактного мышления (подробнее – 1.4. «Степени обобщения лексического значения слова»).

В целом по мере развития речь и язык ребенка не только обогащается и развивается, но и систематизируется. Происходит, в частности, образование семантических полей – слова группируются на основе общности семантических признаков. При этом в таких семантических полях постепенно выделяются ядро и периферия. Ядро формируется из наиболее употребительных слов, обладающих выраженными семантическими свойствами.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования. В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах ( ...

Тьюторство как форма работы домашнего педагога на современном этапе
Тьютор - наставник. Такие наставники впервые заявили о себе в Англии аж в XII веке, в Оксфорде и Кембридже, где рядом с профессором и преподавателем, руководителем семинаров, появилась третья позиция ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru