Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики

Педагогика и воспитание » Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР » Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики

Страница 2

Оба эти фактора находятся в самой тесной связи с социальной и культурной средой, окружающей ребенка. Очевидно, что величина словарного запаса детей одного и того же возраста сильно варьируется от уровня общего развития семьи.

Замечено, что период конца первого- начала второго года жизни отмечен усилением влияния словесного раздражителя. Вначале процесс такого реагирования протекает без дифференциации отдельных слов – реакция возникает на весь комплекс в целом. Здесь имеют место ориентировочный рефлекс (поворот головы, фиксация взгляда) и подражательность (попытки многократного повторения нового слова, проявляющиеся в виде гуления, лепета, произнесения фрагментов слов). Такие «слова» грамматически никак не оформлены.

В возрасте 1,5-2 года «слова» начинают комбинироваться во «фразы» и «предложения». Словарь в этот период достигает величины порядка 300 слов и продолжает формироваться уже на активной основе: условно-рефлекторное усвоение новых слов постепенно замещается осознанным интересом к окружающему миру.

Развитие процесса интеграции отдельных слов в ткань речи происходит от овладения денотативным компонентом через концептуальный этап к контекстуальному значению слов. Слово постепенно перестаёт быть «изолированной» единицей: на него оказывает влияние его речевое окружение – слова-соседи, синтаксис, интонации. Например, дошкольники с трудом понимают идиоматические обороты, афоризмы, метафоры.

Кроме речевого окружения на отдельное слово всё большее влияние оказывает «дальнее окружение» - действительность в целом, вся жизненная ситуация. Развитие такой связи есть один из основных процессов развития речи в онтогенезе.

Предпосылками к появлению абстрактного мышления служит процесс перехода от «прямой референции», (т.е. совершенной конкретизации слова через обозначаемый предмет) к «сдвинутой референции», или «сверхгенерализации». Последнее имеет смысл обобщения, применения слова не к отдельному единичному предмету, а к целому классу вещей, ассоциативно связанных с называемым предметом.

По мере развития лексикона явление «сдвинутой референции» постепенно сворачивается, поскольку новые слова уточняют значение обозначаемых предметов.

Постепенно, как отмечал Л.С. Выготский, система связей слова обогащается, развивая и дополняя смысловые значения ещё и системными.

Системные значения проявляются именно в широком контекстуальном толковании, в связи слова с реалиями.

В старшем дошкольном возрасте, как правило, уже сформировано ядро лексикона, обычно не меняющееся в дальнейшем на протяжении всей жизни. Кроме этого, усвоены все основные модели родного языка.

В возрасте 5-8 лет происходит активное формирование вербальных ассоциаций, среди которых можно выделить:

Синтагматические ассоциации: слово-стимул вызывает слово-реакцию, вместе образующие согласованное словосочетание (желтый – цветок, дерево – растёт).

Парадигматические ассоциации: слово-стимул вызывает слово-реакцию, отличающиеся не более чем одним дифференциальным признаком (дерево - береза, посуда - чашка). Такие ассоциации могут строиться по принципам:

синонимическому (смелость – храбрость),

антонимическому (хороший – плохой),

отношения подобия (желтый – красный)

отношения «целое-часть» (дерево – ветка).

Тематические ассоциации, подобно парадигматическим, относятся к смысловым реакциям и характеризуют отношения одного семантического поля. В случае таких ассоциаций слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантической стороне значения слова, то тематические ассоциации отражают прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру.

У детей 6-8 лет наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:

а) отношения объекта и места его нахождения (собака – конура, посуда – шкаф);

б) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (яблоко – откусить);

в) причинно-следственные отношения (смелость – победа);

г) ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (хлеб – нож);

д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (трава – зеленая);

е) отношения образа действия и предмета (весело – праздник, высоко – дерево).

Постепенно, к подростковому возрасту у человека формируется система понятий, что является логическим развитием абстрактного мышления (подробнее – 1.4. «Степени обобщения лексического значения слова»).

В целом по мере развития речь и язык ребенка не только обогащается и развивается, но и систематизируется. Происходит, в частности, образование семантических полей – слова группируются на основе общности семантических признаков. При этом в таких семантических полях постепенно выделяются ядро и периферия. Ядро формируется из наиболее употребительных слов, обладающих выраженными семантическими свойствами.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Лексика как компонент структуры языка
Лексика - вся совокупность слов, словарный состав языка. Слово – основная единица языка. Оно является как бы "представителем" одновременно всех компонентов языка - фонетики (поскольку состо ...

Воздействие коллектива на личность
При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru