В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжкий труд, предполагающий принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением.
Постепенно дидактические игры стали проникать в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е годы - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный.
С середины XX века и вплоть до 1970-х годов на уроках иностранного языка господствовал грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке.
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность.
Мотивационные основы игровой деятельности
Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
Д. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, то, что доступно их наблюдению и пониманию (именно "картины" окружающего мира находят отражение в сюжетах и содержаниях детских игр).
В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми.
Практическое использование игр на уроке
На уроке иностранного языка можно использовать игровые элементы (через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие). Весь урок может быть представлен в виде игры (проведение ролевой, интеллектуальной игры по теме, проведение игры на материале по страноведению и другие).
Для создания игровых ситуаций широко используют рисунки, описание ситуаций, кроссворды, тексты художественных произведений.
1) Игра-кроссворд по теме "СЕМЬЯ".
Описание: игра в виде поля из сетки, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащиеся вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся - самостоятельно отыскать среди букв данные слова.
Учащиеся играют индивидуально или в парах (в данном случае в игру привносится азарт).
2) Игра - упражнение вставьте букву по теме "Одежда".
Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача учащихся - вставить пропущенные буквы.
3) Игра-упражнение "Угадай слово".
Описание: игра состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество предложений по картинке. На втором этапе составляют ситуации с данными предложениями (Приложение 3).
4) Игра "Опиши картинку".
Описание: учащиеся делятся на команды. Преподаватель зачитывает характеристику слова, задача учащихся - угадать о каком слове идет речь и правильно его произнести.
Общие
методы обучения химии
При объяснительно-иллюстративном методе учитель сообщает учащимся готовые знания, используя разные частные и конкретные методы - объяснение учителя, работа с книгой, магнитофоном и т. д. При этом, ес ...
Воспитание жизнеспособности школьников
В толковом словаре русского языка слово "жизнеспособный" трактуется в двух основных планах: 1) биологическом — обладающий способностью быть живым, сохранять жизнь; 2) социальном — способный ...