В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Рассмотрим опыт работы преподавателя курса «Основы рыночной экономики» Артемовой Натальи Александровны.
Для определения уровня педагогического общения студентов с преподавателем экономических дисциплин Артемовой Н.А. мы провели исследование по методике О.А. Казанцевой (см. приложение 6). В исследовании участвовало 14 студентов 3 курса. Время исследования – сентябрь 2008 года. Результаты исследования отражены в таблице 1 и диаграммах.
Из общего числа опрошенных студентов мы видим, что:
50% (7 человек) оценили педагогическое общение как безусловно высокое
42, 8 % (6 человек) как преимущественно положительное,
4,7 % (1 человек) как в основном низкое
Можно сделать вывод, что более 92,8 % студентов удовлетворены уровнем педагогического общения с преподавателем. Согласно данной диаграмме мы видим, что студентами отмечается уважение со стороны преподавателя, способность педагога повлиять на студента с помощью речевого воздействия, т.е. преподавать является авторитетом для студентов. Данный вывод подтверждается и высокой оценкой уровня профессиональной речевой культуры преподавателя. Студентами отмечается высокий уровень эмпатии преподавателя по отношению к студентам. А также умение преподавателя общаться с людьми разного возраста и социального положения. Что указывает на лояльность в общении преподавателя со студентами.
Студенты отмечают сложность преподавателя организовать студентов, сплотить их. Недостаточный, по мнению студентов, уровень легкости передачи информации, жизненного опыта преподавателем, общительности, инициативности преподавателя, стремления последнего к повышению ценза социального взаимодействия со студентами, на наш взгляд, говорит либо о формальном отношении студентов к анкетированию, либо о низком уровне общения самих студентов. Студенты от преподавателя ждут только предоставления новой информации, проявления инициативы в общении, создание преподавателем легкой атмосферы, готовых ответов на поставленные вопросы.
В течении 2008-2009 учебного года нами проводилось изучение системы методической работы преподавателя: использование инновационных методов и приемов в работе.
Одним из звеньев методической системы работы Артемовой Н.А. в данном направлении является метод конкретных ситуаций.
Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.
Существует довольно много разновидностей данного метода, используемых педагогами техникума.
В описании метода следует отметить, что в общем случае студент получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем студенты объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.
Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у студентов определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед студентами педагоги техникума ставят задачи не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.
Метод конкретных ситуаций используется Артемовой Н.А. для того, чтобы развить навыки студентов, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Студенты также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий.
Студенты изучают ситуацию, приходят к собственным выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах.
Артемова Н.А. использует данный метод используется наряду с другими методами обучения, как:
Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых студенты определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей
Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся соревнуются в выполнении каких-либо «производственных» заданий. При этом слушатели «набираются опыта», выполняя различные управленческие и организационные функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента
Активное изучение или моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций
«Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы менеджера с помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам
Понятие процесса обучения, его цели и функции
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у ...
Результаты диагностики познавательной активности у
детей старшего дошкольного возраста
Проведенная на первом этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников. ...