В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищяющий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской, что также отражается на творческих работах. Ученики стараются быстрее нарисовать рисунок, причем, не соблюдая правил, и похвастаться своей работой. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.
Этот возраст, также представляет собой особый интерес, в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения, и не встала остро проблема дальнейшего выбора. Ученик определяет, либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах.
Можно предположить, что в семьях, где подрос ток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений – формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру.
Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой.
Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние. В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим. Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию. Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.
Как известно, в среднем школьном возрасте ведущая деятельность - учение. Школьника интересует уже не только сам процесс деятельности, но и ее результат. Однако овладение новыми формами деятельности требует больших усилий. Как показывают специальные исследования, не все хорошо ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, не умеют «читать» перспективу, затрудняются в изображении вещей при изменении ракурса. Даже 13-летние дети могут ошибаться в масштабе изображений, при восприятии перспективных рисунков, особенно схематических. В среднем школьном возрасте новые теоретические понятия лучше усваиваются, если они представлены наглядно: при сопоставлении предметов с их изображениями образ одного из них позволяет увидеть особенности другого. Процесс восприятия может иметь различный характер: «от выделенного признака к изучаемому объекту или, наоборот, от изучаемого объекта к отдельно выделенному его признаку или, наконец, от одного объекта иди признака к другому».
Такую работу можно проводить с помощью последовательно задаваемых вопросов о различных элементах воспринимаемого предмета или изображения с последующим связным описанием его характерных черт. Потом можно использовать составленный учителем план-вопросник, например, при описании картин. Дети смогут сами составлять предварительный план наблюдений. Он будет складываться у них уже под влиянием самого объекта — непосредственно в процессе его рассматривания, а в дальнейшем только в уме. Исследования Л.С.Выготского и его учеников показывают, что в среднем школьном возрасте все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того чтобы владеть этими процессами, сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь и является здесь тем внешним средством, которое организует мышление. Это доказывает важность такого метода как словесное рисование при обучении детей среднего школьного возраста, изобразительному искусству. Как известно, учащиеся в среднем звене в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, рассказывают о них. Но эта активность еще не регулируется в достаточной мере определенным замыслом, замысел еще неустойчив и часто изменяется в процессе рисования.
Какие методы можно применять при воспитании трудного
ребенка
Метод воспитания – способ реализации целей воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовос ...
Причины нарушения речи при открытой ринолалии
Выделяют две формы открытой ринолалии: органическая и функциональная. Функциональная открытая ринолалия возникает при нарушении функции небно-глоточного затвора и вызывается: недостаточным подъемом м ...