В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Мыследеятельностная педагогика направлена на формирование мышления в смысле коллективной мыледеятельности, которая составляет единство таких мыследеятельностных способностей как «чистое мышление», «мысль-коммуникация», «понимание», «рефлексия» и «мыследействование». Мыследеятельностная способность понимается как интериоризованный и отрефлектированно освоенный учениками способ.
В настоящее время мыследеятельностная педагогика функционирует в рамках экспериментальных площадок и единая система оценки образовательных результатов не разработана.
В рамках отдельных школ создаются специальные стандарты как средство контроля качества и эффективности обучения и как методические требования к результатам обучения.
Так, например, в качестве формируемых мыследеятельностных способностей выделяют «мыследействование», «мысль-коммуникацию», «мышление» и «рефлексивное мышление» (табл. 1.2).
Таблица .1.2.
Способ мыследеятельности |
Характеристика |
Мыследействование |
анализ ситуации и целеполагание, планирование действия, организация действования, самоконтроль и самооценка, рефлексия результатов действования |
Мысль-коммуникация |
удержание предмета коммуникации, краткое и точное его выражение (в слове, понятии, схеме), выделение аргументов «за» и «против» определенного суждения о предмете, воспроизведение позиции партнера по коммуникации; использование результатов этого действия для организации диалога, выделение оснований позиций партнера и своей собственной; использование результатов этого действия для организации диалога, осуществление понятийного различения, задающего отношение точек зрения коммуникантов к предмету диалога |
Мышление |
понятийная систематизация и схематизация; идеализация и моделирование |
Рефлексивное мышление |
рефлексия как способность к самоопределению: переход от роли, статуса к собственной позиции; рефлексия как способность различать и координировать позиции в групповой работе; рефлексия как способность ученика подключаться к совместному действию и инициировать сотрудничество; рефлексия в составе задачной формы организации: рефлексивные операции при решении мыслительных задач, рефлексия обобщенных способов решения задач, рефлексия моделирования и идеализации; рефлексия как способность самосознания и личностного саморазвития |
Для того чтобы отслеживать, что усваивает ребенок, в рамках мыследеятельностного подхода используются элементы антропологической и психолого-антропологической диагностики. [26].
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие: Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо у ...
Поликультурное воспитание как проблема философии, эстетики, педагогики и
психологии
Чтобы разобраться в поликультурном воспитании, необходимо рассмотреть его основные понятия. Полного согласия в определениях понятий: культура, воспитание, поликультурность и т.д. – ожидать нельзя, т. ...