Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения

Педагогика и воспитание » Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения

Страница 2

Проблема, таким образом, в том, что у многих людей существует отрицательная мотивация в отношении контроля и оценки. Это необходимо учитывать при организации тестирования. Психологи и педагоги гуманистического направления говорят о том, что для того, чтобы преодолеть этот «недуг», нужно по другому строить контроль и оценку, в том числе целенаправленно формировать положительную мотивацию в отношении оценок. Ребенок, в частности, должен научиться правильно контролировать и оценивать себя сам.

Другим фактором, значимо влияющим на отношение школьников к тестированию, является готовность к деятельности. Она характеризуется как мобилизация внутренних резервов личности и как определенный внутренний настрой на выполнение деятельности. В психологической литературе, например, в инженерной психологии есть достаточно убедительные и красноречивые описания того, как неготовность оператора к деятельности приводит часто к ошибкам и происшествиям. Отрицательные эффекты неготовности в полной мере относятся и к контрольно-оценочной деятельности. Здесь также могут появляться ошибки, сбои в работе, растерянность, отрицательно влияющие на результаты тестирования.

К факторам, влияющим на мотивацию и готовность к деятельности в условиях тестирования можно отнести:

1. конкретную, информацию (знания) школьников о тестах и тестирований, их особенностях, преимуществах и недостатках, положительных и отрицательных моментах;

2. индивидуальный опыт школьника, определяющий уровень освоенности и его практической компетенции в плане работы с тестами: здесь будет иметь значение делает ли школьник ошибки при работе с тестами или нет, какие это ошибки, как он их осознает, 'имеют ли они отрицательные последствия для него и т.д.;

3. конкретные результаты тестирования, в частности, их соответствие или несоответствие ожиданиям школьника;

4. обученность или уровень учебной подготовки школьника;

5. отношение к контролю, оценкам, в том числе и к тестам и тестированию учителей и родителей школьника;

6. индивидуально-психологические особенности и качества личности школьника;

7. качество самих тестов и др

Характер влияния этих факторов во многом зависит от того, как формируется мотивация и готовность — стихийно или целенаправленно. В первом случае результат не предопределен и зависит во многом от того, как сложатся конкретные обстоятельства деятельности: во втором — они (факторы) являются объектами целенаправленного воздействия и контроля, а поэтому вероятность того, что их отрицательное влияние может быть компенсировано или снято, гораздо больше. Из этого следует, что, для того, чтобы создать у учащихся положительную мотивацию и сформировать готовность, необходимо, прежде всего, понимать саму эту задачу, ее значение в контексте тестирования и иметь соответствующие средства (знания) для ее реализации. При этом нужно иметь в виду, что отношение формируется, с одной стороны, неосознанно, под влиянием опыта, знаний, слухов и т.д., с другой — целенаправленно, в процессе специальных мероприятий. В первом случае большое значение имеет качество тестологической и методической работы на этапе подготовки к тестированию. Любые ошибки и просчеты в этой деятельности будут отрицательно влиять на конечный результат. Например, если учитель сам отрицательно относится к тестам, но действует, тем не менее «по инструкции», то и у школьников (по крайней мере, у части из них) будет формироваться отрицательное отношение к тестированию. Если учитель чрезмерно нагнетает обстановку, говорит об отрицательных последствиях тестирования для тех, кто не справится с заданиями или будет отклоняться от предложенных правил и требований, то это также будет отрицательно сказываться на результатах тестирования. Для создания положительной мотивации к тестированию необходима постоянная систематическая воспитательная работа с учащимися. К средствам решения этой задачи относится:

- информирование учащихся о содержании и структуре тестов, об опыте и результатах тестирования, а также о том, как и для чего, создаются тесты и т.д.;

- обучение работе с тестами в рамках предварительного «пробного» тестирования;

- обсуждение с учащимися результатов тестирования, и, в контексте этого, обсуждение его (тестирования) преимуществ и недостатков.

Еще одним способом компенсации отрицательных влияний оценки в рамках тестирования может служить индивидуально-личностный подход, который реализуется при работе учителя с отдельными учащимися. Этот подход необходим, когда в классе есть ученики отрицательно воспринимающие любого рода оценки и контроль. Отрицательное отношение к оценкам у этих школьников связано, как правило, с повышенной тревожностью, обусловленной разными причинами. Эта тревожность в ситуациях тестирования (как, впрочем, любой другой оценки) может перерастать в стресс. Для них любая ситуация, связанная с контролем и оценкой их работы вызывает дискомфорт, поскольку воспринимается как угроза. Если к этим условиям добавляется еще что-то новое и непривычное, неизвестное по своим результатам для них, то тревожность и напряжение, как правило, возрастают. В этом случае самый лучший способ борьбы с такого рода явлением - это дать возможность привыкнуть (адаптироваться) к ситуации. Для таких учащихся нужно увеличить время тренировочных, пробных серий. Другим эффективным средством может быть ненавязчивый и доброжелательный контроль со стороны учителя. Таких детей не нужно постоянно «дергать» и настойчиво опекать.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка в старших классах
Характер сотрудничества старшеклассников со взрослым и сверстниками диагностировался с помощью серии субтестов, выполнявшихся на материале пространственных задач: из 4 — 9 разноцветных квадратных фиш ...

Правовая защита детей как направление социальной работы
Одним из основополагающих документов по вопросу защиты прав ребенка является Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Основные статьи этого документа: Статья 9. Де ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru