Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Принцип систематичности и последовательности

Педагогика и воспитание » Принципы обучения в физическом воспитании » Принцип систематичности и последовательности

Страница 4

Последовательность материала на каждом данном этапе физического воспитания зависит от многих конкретных условий, но более всего – от объективно существующих связей между намеченными видами двигательной деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называемого "переноса" двигательных навыков и физических качеств, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Ясно, что, строя систему занятий физическими упражнениями, необходимо максимально использовать "положительный перенос" навыков и качеств и по возможности исключить тормозящее влияние "отрицательного переноса". Из этого, однако, не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект "отрицательного переноса". Содержание физического воспитания определяется в конечном счете требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и такие, которые могут вступать друг с другом и отрицательные взаимодействия. Существенно, кроме того, что "отрицательный перенос" не является чем-то неизменным. По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств появляется возможность успешно преодолевать отрицательные взаимодействия и добиваться общего прогресса. Так, к примеру, развитие выносливости может сопровождаться временным понижением силы или быстроты. Но в то же время это является одной из предпосылок для повышения уровня данных качеств в дальнейшем ("косвенный перенос" физических качеств), ибо главная закономерность развития физических качеств состоит в том, что совершенствование каждого из них происходит на фоне общего подъема функциональных возможностей организма.

В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормозящего действия "отрицательного переноса" и превращения его в положительный фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их (в случае отдифференцировки двигательных навыков), а также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается упражнений, которые с самого начала сопровождаются "положительным переносом", то их целесообразно концентрировать во времени. Очередность же упражнений, как уже говорилось, устанавливается в соответствии с их структурной сложностью и трудностью: упражнения, относительно менее сложные и трудные, как правило, предшествуют более сложным и трудным, особенно если первые входят в состав вторых как часть в целое.

Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего последействия различных по характеру нагрузок. Экспериментально показано, что нагрузки скоростного характера создают благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости. Последние же оставляют фон, который в течение ряда часов (если нагрузки были значительными) может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений. Установлено также, что скоростные нагрузки хорошо сочетаются с нагрузками силового характера, причем положительное последействие может иметь место при известных условиях как в том случае, когда силовые упражнения предшествуют скоростным, так и при обратной последовательности.

В соответствии с изложенным целесообразно придерживаться следующего порядка нагрузок по их преимущественной направленности: силовые – скоростные – на выносливость или скоростные – силовые – на выносливость. Это справедливо и для последовательности упражнений внутри отдельных занятий, и для последовательности занятий в недельных или близких к ним по длительности циклах. При этом после занятий, направленных по преимуществу на развитие выносливости, предусматривается такой интервал активного и пассивного отдыха, чтобы исключалось их нежелательное последействие на очередные упражнения скоростного или силового характера.

Указанный порядок оправдывает себя во многих случаях, но он, конечно, не единственно целесообразный. Ведь последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т.д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь, разумеется, не просто. Пока эту проблему удается решать далеко не во всех деталях. Со временем, несомненно, будет достигнуто подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом. Большие надежды в этом отношении не без оснований возлагают на современные методы оптимального программирования и моделирования.

Страницы: 1 2 3 4 

Нюансы образования:

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы компле ...

Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
Как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ста ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru