В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
По окончании рабочей фазы начинается фаза относительной нормализации. Рабочие сдвиги сменяются восстановлением работоспособности, ее энергетических и других основ и возвращением ряда функциональных показателей к дорабочему уровню. Одновременно происходит как бы трансформация ближайшего эффекта минувшего занятия, которая завершается в следующей фазе. Если проводить очередное занятие во второй фазе, то указанные процессы нормализации задержатся.
Третья – суперкомпенсаторная – фаза характеризуется комплексом явлений, получивших название "сверхвосстановления" или "суперкомпенсации". Замечательное свойство живых систем состоит в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, но и компирует их "с избытком", обретая дополнительные рабочие возможности, в частности путем сверхвосстановления энергетических веществ и обновления белковых структур. Это составляет основу отставленного, или трансформированного, эффекта проведенного занятия (на схеме – ТЭ). Если за отдельным занятием следует слишком большой перерыв, то данный эффект в той или иной мере утрачивается – наступает редукционная фаза. При этом первым возвращается к исходному уровень работоспособности, усвоенные же формы движений сохраняются обычно более длительное время.
Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, "наслаиваться" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется – возникает кумулятивный эффект системы занятий, т.е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.
Интервал отдыха между занятиями должен, согласно сказанному, заканчиваться раньше, чем начнется редукционная фаза. В различных условиях чаще всего оправданы следующие варианты интервала:
1-й вариант. Между основными занятиями (на рис. 2 РФ1, РФ2 и т.д.) с наибольшими нагрузками общего воздействия стремятся соблюдать такой интервал, чтобы очередное занятие приходилось на суперкомпенсаторную фазу (СК), т.е. проходило бы на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия (рис. 2,I).
2-й вариант. Интервал между занятиями, направленными на стабилизацию приобретенных навыков, поддержание достигнутой работоспособности, а также в некоторых других случаях, совмещается с фазой относительной нормализации (рис. 2,II), что позволяет проводить занятия более часто, чем в первом варианте, но ограничивает объем нагрузки в каждом отдельном занятии (это показано стандартными РФ). Такой вариант применяется обычно в дополнение к первому.
3-й вариант. При некоторых условиях допускается периодическая суммация эффектов нескольких занятий на фоне частичного недовосстановления работоспособности и отдельных функциональных показателей (рис. 2,III). Смысл такой суммации – предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной "разгрузки". Обязательными условиями при этом будут: хорошая предварительная подготовленность, достаточный компенсаторный отдых, особенно тщательным прачебно-педагогический контроль. (Этот вариант чаще всего применяется в спортивной тренировке.)
Надо сказать, что в приведенной схеме дан лишь общий, довольно абстрагированный и упрощенный график процессов утомления и восстановления при однотипных по направленности занятиях. Между тем в жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки. Важно принять во внимание при этом, что восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.
В качестве примера можно привести один из возможных вариантов чередования занятий, различающихся направленностью нагрузки, с учетом гетерохронности восстановительных процессов (рис. 3). После того как проведено занятие, допустим, с нагрузкой в основном силового характера (на рис. А и А1), вовсе не обязательно ждать, пока произойдет восстановление относительно данной нагрузки. Можно еще до завершения его провести занятие с иной нагрузкой, скажем скоростного характера (Б), по отношению к которой организм находится на достаточно высоком уровне работоспособности (что в принципе возможно благодаря гетерохронности восстановительных процессов). Следовательно, это занятие будет проходить в условиях восстановленной или даже повышенной работоспособности (относительно нагрузки Б) и в то же время – на фоне незавершенного цикла восстановительных процессов (относительно нагрузки А). Серия, состоящая из двух-трех или более занятий, завершается отдыхом, достаточно продолжительным для общего восстановления и повышения работоспособности к началу очередной серии (цикла) занятий.
Мониторинг эстетической воспитанности младших школьников
В педагогической практике ощущается потребность в диагностировании, т.е. процедуре постановки диагноза. «Диагноз» (греч.) означает «определение», «распознавание». Диагностика – (греч. – «способность ...
История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике
В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта шк ...