В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Как сделать урок или занятие по иностранному языку на начальном этапе обучения интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает педагог. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, многие педагоги выбрали ролевую игру. Слово "роль" (role) происходит от латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь с XVI - XVII вв. слово "роль" означает игру актеров. Понятие "ролевые игры" впервые появилось лишь в XX веке. Используя ролевую игру, как средство обучения, педагоги справедливо отмечают ее большие потенциальные возможности. Исследования отечественных и зарубежных ученых, лингвистов, философов (Гайнц Либшер, Георг Клаус, В.И.Устименко, Д.Н. Узнадзе, В.И. Истомин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин) рассматривают своеобразие ролевой игры, отмечают ее ценность в педагогическом процессе.
Ролевая игра, в целом, является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, ее истоком и вершиной. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в ролевой игре. Ролевая игра является средством воспитания и обучения тогда, когда она включена в целостный педагогический процесс. На начальном этапе обучения иностранному языку она (ролевая игра) позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в некотором количестве специально отобранных жизненных или вымышленных ситуаций.
Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение ролевой игры в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности обучаемых, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию обучаемых средствами иностранного языка. Способность детей к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета игры, т.е. благодаря практическому усвоению возможных действий с ним. Здесь уж недалеко до принятия роли, и ребенок с удовольствием делает это. Содержание игровой деятельности детей на этапе развития ролевой игры противоречиво.
Теоретически каждый ребенок может взять на себя любую роль. Однако, взяв на себя роль, он должен реализовать ее через общение на иностранном языке с окружающими. Если рассматривать вышесказанное с психологической точки зрения, то возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные ролевые действия и знаниями, опытом детей. Можно предположить, что из этого противоречия рождается потребность в приобретении знаний на иностранном языке, источник которых - взрослые люди, т.е. педагог. Именно педагог должен способствовать развитию связной речи, умения рассказывать другим, например об игрушках, о себе и своей семье, чтобы ребенок мог использовать эти знания на практике, а именно, в ролевой игре.
Рассмотрим структуру, функции, а также этапы подготовки и проведения ролевой игры на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения. Структура ролевой игры изменяется за счет введения в нее дополнительных неигровых целей, а также создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых для достижения игровых и неигровых (учебно- воспитательных) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее компоненты имеют различное значение для учащихся и педагога. Дети младшего школьного возраста ориентируются, прежде всего, па удовольствие, получаемое от самого процесса игры, но также могут осознавать в различной степени заложенные в ролевой игре неигровые цели. Для педагога основными структурными компонентами ролевой игры являются:
Сущность и особенности воспитания ребенка в семье
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семейное воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправл ...
Опытно-экспериментальная работа по проблеме девиантного поведения детей и
подростков
По результатам теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования была проведена экспериментальная работа. Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ лицея №24 гор ...