В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и т. д.
Только после того как дети научились свободно действовать в играх с мячом, мы начали их учить бросать и ловить мяч.
Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, мы изготовили пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки. Прокатывая шары, дети могли подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу), по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги), прокатывали мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д.
Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.
Выполнение этих задач прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру мы старались эмоционально и выразительно и принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, мы не только подсказывали, как нужна двигаться, но и показывали образец правильного выполнения движений.
На формирующем этапе эксперимента при проведении подвижных игр широко использовали такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали детям третьего года жизни подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.
Требования по качеству выполнения движений мы повышали с учетом возраста детей. Например, повторяя с детьми четвертого года жизни указанную игру, предлагали им не только подпрыгивать повыше, но и мягко опускаться на полусогнутые ноги.
Учитывая, что двигательные возможности детей этого возраста больше, в игре предлагали каждому поупражняться в движениях, старались не ограничивать пространство для движений, не сокращать время активных действий, увеличили дозировку бега и подпрыгиваний в играх.
Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило нас более серьезно подходить к варьированию игр.
При разработке вариантов подвижных игр мы старались предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.
Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).
При обучении основным движениям мы воспитывала у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.
В приложении к работе приведено перспективные планирование проведения подвижных игр, в которые можно играть на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста, рассчитанное на один год – по кварталам.
Также в приложении представлены варианты подвижных игр для детей третьего и четвертого года жизни.
В заключении проведения экспериментальной работы нами был проведен итоговый этап эксперимента, где мы также провели обследование основных движений детей, их самостоятельной двигательной деятельностью (табл.2).
В результате проведенной работы движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии. Освоение основных движений группой дошкольников возросло с 52% до 89%. При этом некоторые навыки, такие как бег между 2 шнурами, расстояние 30 см и ходьба по доске были освоены всеми детьми.
Таблица 2
Определение уровня сформированности основных движений детей после проведения формирующего эксперимента
Фамилия, имя ребенка |
Бег между 2 шнурами расстояние 30 см |
Лазанье по гимнастической стенке высота 1, 5 м. |
Ловля мяча с расстояния 100 см. |
Метание предметов на дальность |
Метание набивных мячей в горизонтальную цель раст, 1м. |
Прыжки на 2 ногах на месте , слегка продвигаясь вперед |
Прыжки на 2 ногах ч-з 2 параллельные линии |
Ходьба с изменением темпа |
Ходьба с изменением направления |
Ходьба приставным шагом в стороны |
Ходьба с перешагиванием через предметы |
Ходьба по доске |
Бег в медленном темпе 30 сек непрерывно |
% освоения ребенком основных движений | |
1 |
Оля Т. |
+ |
+ |
+ |
2,1 + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
2 |
Ваня К. |
+ |
- |
- |
2,2 + |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
69 |
3 |
Саша Г. |
+ |
- |
+ |
1,8 - |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
53 |
4 |
Ира В. |
+ |
+ |
+ |
2,7 + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
5 |
Илья М. |
+ |
+ |
+ |
2,1+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
85 |
6 |
Саша Р. |
+ |
+ |
+ |
2,6+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
7 |
Алена К. |
+ |
+ |
+ |
2,8+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
85 |
8 |
Инна П. |
+ |
- |
+ |
2,7+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
85 |
9 |
Лена В. |
+ |
+ |
+ |
3,0+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
10 |
Оля Д. |
+ |
+ |
+ |
2,9+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
11 |
Гена П. |
+ |
+ |
+ |
2,1+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
12 |
Лариса Ц. |
+ |
+ |
+ |
2,6+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
85 |
13 |
Саша Ч. |
+ |
- |
+ |
2,8+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
92 |
14 |
Тимур С. |
+ |
+ |
+ |
2,9+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
15 |
Диана Л. |
+ |
+ |
+ |
2,5+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
77 |
16 |
Зоя А. |
+ |
+ |
+ |
2,9+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
85 |
17 |
Валера П. |
+ |
+ |
+ |
2,8+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
92 |
% детей освоивших навык |
100 |
82 |
94 |
94 |
88 |
94 |
82 |
82 |
94 |
94 |
88 |
100 |
76 |
Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
Эффективность развития творческих способностей учащихся начальной школы зависит от учета их возрастных особенностей. В начале работы необходимо учесть ряд психолого-педагогических особенностей младши ...
Поведенческие проявления детской и подростковой девиации
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных ...