В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В последнее время срок “воспитательная технология” стал широкоупотребляемым как в педагогической науке, так и воспитательной практике. Однако содержание его еще не имеет четкой определенности. То же не удивительно, что воспитательную технологию кое-где отождествляют с тем или другим употребимым воспитательным методом, а то и вообще считают данью моде. Конечно, что практически - превращающая сила того или другого знания пропорционально зависит от уровня его научности, в частности, эмпирического или теоретического. Хоть последний и имеет свои качественные градации.
Это непосредственно касается и теории воспитания. Традиционные представления о его методах, то есть способы влияния на индивидов с целью их воспитания и развития, складывались экспериментальной педагогикой.
Идет речь в первую очередь о психике исследуемых, о знании ее экспериментатором, учете этих знаний в построении научных обобщений, и закономерностей. Логика рассуждения относительно этой проблемы дает основания констатировать, что знание о природе психики и закономерности ее развития, которые возникли в рамках экспериментальной педагогики, не отмечались научным совершенством. Однако и упрекать за такое состояние эту педагогическую дисциплину нет оснований. Ведь познание законов становления психики человека не ее предмет. Этим должна заниматься психологическая наука, в частности, педагогическая психология. При таких условиях психологические знания были лишь побочным продуктом решения экспериментальной педагогикой собственных заданий; от этого непосредственно зависело их качество.
Для педагогики воспитания принципиальным методологическим ориентирам стало психологическое решение проблемы о соотношении развития и воспитании, поскольку именно от этого зависело своеобразие методической организации воспитательного процесса.
Развитие ребенка происходит в особенной деятельности присвоения общественно заданных способностей, такой, что с самого начала разворачивается через общение ребенка с взрослыми, и если такому общению, деятельности присвоения в определенных исторических условиях предоставляется необходимая направленность, то возникает собственное воспитание как форма развития.
Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка. Важно, чтобы она, с одной стороны, понималась такой что возникает и формируется в процессе воспитания, а из другого - представлялась в контексте самого детства. В этом случае определен учет характера и особенностей собственной деятельности ребенка выступает не как противопоставление развития и воспитанию, а как введение в педагогический процесс более важного условия реализации его целей.
В воспитательном задании выделяется общая цель действия воспитателя, которое конкретизируется относительно определенного этапа ее решения, тактика, направленность, содержание, способ представления и условия осуществления этого действия, а также характер реагирования воспитаннице. Следует помнить, что управление в сфере воспитания - это не суровая детерминация деятельности ребенка. Способ управления (воспитательное влияние) лишь задает, а не определяет однозначно деятельность воспитанника. Потому решение тем задание, которое направлено на воспитание, психологически выступает для него свободный и творческий акт. Суть его решения заключается в обеспечении перехода от некоторого исходного состояния системы личностных смыслов и социально моральных ценностей к предполагаемому состоянию этой системы, причем этот переход должен быть осуществлен за соблюдение определенных ограничений, которые налагаются на часовые параметры и организационные формы процесса воспитания и воспитательных действий.
Методики изучения эффективности
воспитательного процесса
В словаре «Психология», редакторами которого являются известные ученые А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, утверждается, что при исследовании эффективности человеческой деятельности можно использовать ...
Возможности преодоления отставания в обучении учащихся в условиях
совместной работы практического психолога, педагогов, родителей и обучаемых
Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного под ...