В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Предлагаются как классные творческие работы по одной из тем: «Мой дом», «Мои друзья», «Наш класс», «За что я ценю близких людей?», «Взрослые и мы», «Твой идеал человека?», «Что такое справедливость» (или доброта, совесть, какое-то другое важное для школьника качество), «Что я ценю (отвергаю) в людях?», «О том, что вселяет в тебя веру в людей», «Почему люди ссорятся?», «О человеке, с которым легко», «Человек, на которого хочется быть похожим», «Кто из нас сможет оставить след на земле?».
В процессе индивидуализации классный руководитель привлекает родительский коллектив, организует педагогическое просвещение, разъясняет то, как воспитывать детей на положительных примерах в семье и на этой основе преодолевать их личностные недостатки, проводит беседы: «Роль семьи в воспитании подрастающего поколения», «Нравственное воспитание в семье», «Как определить индивидуальные особенности ребенка», «Стиль отношений в семье и ребенок», которые обращают внимание родителей на то, что индивидуальность ребенка и формирование его личностных качеств закладываются в семье. Родители могут рассказывать о своих детях, их поведении дома, удачах и неудачах в воспитании.
В индивидуальных беседах с родителями намечается круг бытовых обязанностей ребенка. Затем на родительских собраниях отцы и матери обмениваются опытом семейного воспитания; выявляют эффективные методы, корректируют неудачные.
Совместная деятельность родителей и учащихся, организуемая учителем, раскрывает систему ценностных ориентаций семьи, индивидуальные особенности детей, побуждает взрослых к пересмотру педагогических взглядов и установок, к более внимательному изучению своего ребенка, способствует выработке единого стиля семейного и школьного воспитания. Участвуя в воспитании одноклассников ребенка, родители точнее оценивают достоинства и недостатки сына или дочери, усваивают приемы и методы воспитания. Воздействуя на коллектив класса, родители одновременно воздействуют и на своего ребенка, способствуют правильному восприятию им нравственных понятий. Педагогическая деятельность отца или матери повышает статус ребенка в коллективе.
Для того чтобы, опыт нравственных отношений в коллективе усваивался каждым и находил свое отражение в индивидуальном образе жизни, учащимся представляется возможность действовать самостоятельно. Для этого используются разнообразные приемы:
- привлечение школьников к планированию жизни класса, определению его перспектив и задач на основе учета желаний, интересов, возможностей и особенностей членов классного коллектива;
- выбор вариантов решения предстоящих дел (обмен мнениями, индивидуальные и групповые беседы о том, как лучше выполнить работу, кому какое дело поручить);
- разработка плана совместного труда (какой объем работы предстоит сделать, какие трудности и сложности могут возникнуть, как усовершенствовать отдельные процессы труда, как использовать возможности и способности своих товарищей в интересах дела);
- организация рабочих групп с учетом опыта деятельности, совместности учащихся, способности взаимодействовать друг с другом;
- привлечение подростков к оценке и анализу проделанной работы (что получилось хорошо, каковы заслуги каждого в успехе коллектива, что не получилось и почему, кто и в какой мере виновен в недоброкачественной работе).
В повседневном общении педагог может обращаться к учащимся: «Посоветуйте, как нам лучше подготовиться к предстоящей работе, какой инструмент потребуется, когда начинать и оканчивать работу, какие меры безопасности предпринять, какие трудности предстоят, как их преодолеть» и т.д. При организации деятельности ребятам следует указывать новые объекты и участки работы, предлагать не только решить, с кем бы они хотели трудиться, но и выбрать дело, которое нравится.
Формирование знаний об истории родного города у детей старшего дошкольного
возраста
Задача Содержание деятельности Воспитание любви к своей малой Родине, бережливого отношения к своему городу Мероприятия 1. Конкурс рассказов «Биография моей улицы» 2. Конкурс сочинений, рассказов «Мо ...
Жизненные ориентации участников образовательной
программы ТМБ
В этом подразделе обсуждаются результаты исследования ориентации подростков на определенный «антропологический идеал». Проекция ориентации на тот или иной тип идеала осуществляется через вопросы, кас ...