В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Спектр интересов - выбор знакомого или нужного объекта, попытки оригинальности решения, желание достигнуть успеха, любопытство, нацеливание на результат.
В старшей группе (10 - 11 классы) наблюдается достаточный объем знаний и практического опыта, экономия времени и сил, затруднения в выборе объекта, зависимость от группы, достаточная волевая подготовленность, возможность отказа от задания, предпочтение выполнять работу головой с проверкой руками.
Спектр интересов - нацеливание на постижение процесса, желание испытать свои возможности, прагматическая ценность, ожидание личного успеха, предвкушение творчества, выполнение задания с решением проблемы.
Таким образом, учащиеся от 5 к 11 классу проходят путь от знакомства и представлений внешней видимости объекта изучения до раскрытия его сущности и обобщений.
На основании изложенного, содержание учебника "Технология-5" находит определенное научно обоснованное место в блочно-модульной системе технологического образования учащихся.
В связи с изложенными особенностями психологического развития и достижимыми возможностями освоения знаний и умений, учащимся подросткового возраста (5 - 7 классы) планируется выполнение простейших технических проектов, связанных с основными процессами материального производства - обработкой конструкционных материалов (древесины, металлов, пластмасс).
Содержание образования строится концентрично, при этом на каждом последующем этапе обучения проблема решается на более высоком творческом уровне, с приобретение новых знаний, умений и навыков. Содержание образования при этом удачно строится по блочно-модульному принципу (С.Я. Батышев).
Применяемый проектный метод обучения закладывает ядро (сеет зерно) знаний, умений и навыков, которое затем разрастается, приобретая содержание, близкое к идеальному. Содержание образование целенаправленно подчиняется целям информационного обеспечения проектной деятельности учащихся. Тематика проектов разрабатывается также с учетом возрастных, а также индивидуальных особенностей учащихся.
С целью овладения проектной деятельностью разработана типовая последовательность выполнения проекта (обоснование проблемы, развитие идеи проекта, варианты и отбор проектного изделия, разработка чертежей, технология изготовления изделия, процесс изготовления изделия, испытание и доработка, экономическое и экологическое обоснование, защита и оценка проекта).
В связи с изложенным, кроме инвариантного содержания учебников "Технология" нами совместно с В.Д. Симоненко разработано содержание вариативного профиля "Технологии обработки конструкционных материалов". Это технологии обработки древесины, древесных материалов и металлов, ориентированные на начальную профессиональную подготовку по соответствующим профессиям и специальностям. Эти профили по содержанию совпадают с видами технологий, которые изучаются уже в основной школе (5 - 7 классы).
Содержание учебников имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется через практические формы и методы организации и проведения занятий, а также лабораторно-практические работы, синтезирующие знания и умения из различных основ наук.
Основными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, созидательная и преобразовательная деятельность в целях обучения и воспитания, воплощающимися в проектную деятельность школьников. Цель проектной деятельности - получение продукта, характеризующегося тройственной природой: формирование личности учащегося как идеального продукта, объективный результат этапа обучения - реальное изделие.
Таким образом, в отличие от существовавшей в трудовом обучении предметно-ориентированной системы содержания образования, реализуемая в учебниках проектно-созидательная система образовательной области "Технология" предусматривает не бесцельное освоение основных операций по обработке древесины и металлов, а целевое изготовление проектных изделий, и реализует переход от практических методов и форм обучения к лабораторно-практическим и проектно-практическим.
Нормативное время на реализацию содержания учебников "Технология" - не менее 2 часов в неделю, с учетом необходимости обучения "Черчению и графике" - не менее 3 часов в неделю, а в целях повышения эффективности трудовой подготовки предполагается дополнительное время за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складывают ...
Особенности правового воспитания в школе
Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме, в период респ ...